13 октября 2016 года исполняется 95 лет со дня рождения легендарного
16 октября телеканал «Россия К» покажет программу «Больше, чем любовь. Ив Монтан и Симона Синьоре» (18:00) и знаменитый концерт в «Олимпии», снятый в 1981 году (16:25).
История Ива Монтана одновременно типичная и неожиданная. Сколько таких судеб, когда парень из простой семьи становится кумиром миллионов? Мальчишка, родившийся в итальянской деревушке, копивший деньги, чтобы лишний раз попасть в кинотеатр и пересмотреть классику Голливуда, бывший грузчик, бывший парикмахер, бывший шофер из портового Марселя в мгновение ока взлетел на Олимп славы. Разве мог он предположить, что со временем даже Голливуд раскроет ему свои объятия? Так в чем же секрет феномена Ива Монтана?
Иво Ливи родился 13 октября 1921 года в итальянском городке Монсуммано-Терме (область Тоскана). Он был младшим из трёх детей Джузеппины и Джованни Ливи. Отец имел еврейское происхождение и был страстным коммунистом, мать же была ревностной итальянской католичкой. Вскоре после прихода к власти в стране фашистов, семья переехала во Францию: изначально планировалось эмигрировать в США, но возникли проблемы с получением виз, и Ливи в итоге обосновались в Марселе. В 1929 они получили французское гражданство.
В юности будущий певец работал сначала в парикмахерской сестры, затем рабочим в доке. Свою артистическую карьеру он начал как певец в кинотеатрах, клубах и мюзик-холлах. В качестве творческого псевдонима он выбрал сочетание «Ив Монтан» (Ив — французская форма имени Иво). Как он объяснял сам, история этого псевдонима связана с тем, что когда он был ребёнком, мать звала его домой, смешивая итальянские и французские слова: «Ivo, monta! (Иво, поднимайся!)».
Впервые он вышел на сцену под этим псевдонимом в 17 лет.
«Я скорее бы назвал себя счастливчиком, – говорил Монтан. – Не люблю, когда меня называют выдающимся актером. Я бы назвал себя человеком, которому удалось не просто тратить время впустую, но повстречать выдающихся людей, повлиявших на его жизнь…»
Этими выдающимися людьми в его жизни оказались великие женщины, которые его любили, а этого вполне достаточно, чтобы самому стать легендой.
В 1944 году во время выступления Монтана в Париже его замечает Эдит Пиаф. На некоторое время Монтан, который был младше Пиаф на 6 лет, становится любовником великой певицы, а она — наставницей молодого исполнителя.
Сначала непревзойденная Эдит Пиаф вдохнула в него частицу своего божественного таланта. Она стала его учителем и первой большой любовью, ведь она и сама вышла из низов. Уличная певичка с парижских мостовых, она сначала сделала себя, а затем и его, из «человека-динамита из Марселя», как его тогда называли, вылепила настоящего артиста. Но, конечно же, было в Монтане первоначально и то, чему нельзя научить, та благодатная почва, на которой Пиаф возделала великое.
«Когда он запел, я сразу попала под его обаяние, – вспоминала Эдит Пиаф. – Самобытная личность артиста, впечатление силы и мужественности, красивые артистичные руки, интересное выразительное лицо, проникновенный голос…».
Но именно Пиаф помогла стать ему раскованным на сцене, дать выход его природной сексуальности, заставила его кожей почувствовать зрителя, а главное – научила Ива Монтана той красоте пения, которая и сделала его великим. Под ее руководством Ив Монтан за один год стал вторым по популярности шансонье Франции, после Эдит Пиаф, разумеется. Именно благодаря ей состоялся и его первый дебют в кино. Но как только «шедевр» был закончен, и Эдит почувствовала, что Монтан стал иметь слишком много власти над ней, она его бросила, сказав, что разрывает отношения с ним, чтобы выздороветь от него.
Они вместе выступали на эстраде до 1946 года.
Ив Монтан долго не мог прийти в себя. Пока не встретил главную женщину своей жизни, великую актрису Симону Синьоре, с которой он прожил почти как в русских сказках «тридцать лет и три года». И когда на склоне лет кто-то из журналистов задал Иву Монтану вопрос: «Что в вашей жизни не сбылось?» – «Я хотел умереть раньше Симоны», – не задумываясь, ответил он. И попытался спрятать в беспомощной улыбке свои слёзы… Когда они встретились, это была любовь с первого взгляда, которую не могло остановить даже ее замужество за режиссером Ивом Аллегре. Их любовь была настолько сильна, что они превратились в сообщающиеся сосуды. Синьоре стала отказываться от ролей, превратилась в образцовую итальянскую жену, ездила на концерты Монтана, тихонько стоя за кулисами, зная, что в это время надо быть рядом с ним, но поодаль. Монтан блистал на экране и на сцене, а Синьоре гордилась им. Ей нравилось быть не актрисой, а просто его женой, красавицей, радушной хозяйкой, светской и остроумной женщиной, свободно говорящей на нескольких языках. Но это самопожертвование сыграло с ней злую шутку… Так возможна ли любовь на всю жизнь между двумя равновеликими художниками, двумя яркими и неповторимыми творческими индивидуальностями? Или один неизбежно должен принести себя в жертву? Ответ на этот вопрос – в программе «Больше, чем любовь. Ив Монтан и Симона Синьоре» (16 октября, 18:00).
Ив Монтан известен как исполнитель, целиком раскрывавший свой многогранный талант на сцене — будь то мюзик-холл или площадка телевидения. Огромным успехом пользовались его one-man show на Бродвее. Последняя серия его концертов прошла в 1981 году в престижном парижском зале «Олимпия».
Ив Монтан стал первым в мире певцом, телевизионное выступление которого транслировалось через спутник. Это произошло 10 июля 1962 года, во время первой пробной трансляции со спутника Telstar. Во время этой трансляции, организованной американцами, французы без предупреждения передали на спутник свой сигнал (едва не спровоцировав дипломатический скандал), и американские телезрители вдруг увидели на своих экранах Ива Монтана.
Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года во время съёмок фильма «IP5». Режиссёр и съёмочная группа заставили его сделать несколько дублей сцены захода в ледяное озеро и купания в нём в плохую погоду, не позаботившись о тёплой одежде и согревании артиста между дублями. Результатом стало воспаление лёгких.
В своём интервью режиссёр Жан-Жак Бенекс так описал произошедшее: «Он умер на съёмочной площадке фильма „IP5: Остров толстокожих“… В самый последний съёмочный день, после своего самого последнего кадра. Это была самая последняя ночь, и мы занимались пересъёмками дублей. Он закончил то, что делал, а затем просто умер. А фильм повествует о старике, который умирает от сердечного приступа, — о том же самом, что произошло!»[2] В действительности Ив Монтан умер днём позже в больнице городка Санлис от инфаркта вызванного пневмонией.
Ив Монтан похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом со своей супругой Симоной Синьоре.
16 октября не пропустите самое интересное в программе передач телеканала «Культура».
Использованы материалы сайтов: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ив_Монтан и http://tvkultura.ru
Спонсоры статьи: