...

Золотое кольцо России. Суздаль

Золотое кольцо России. Суздаль Туризм и путешествия


Расположение: 
Суздаль находится на Владимирском ополье, на р. Каменка (приток р. Нерль, впадающей в Клязьму), в 35 км к северу от Владимира. Один из красивейших и древнейших городов Руси начал свою историю по меньшей мере в конце X в. Вопрос, связанный с возрастом Суздаля, продолжает оставаться дискуссионным.

В соответствии с найденным в 2000 г. «Новгородским кодексом» — на текущий момент самая древняя книга на Руси, расшифровка которой еще продолжается, — Суздаль упоминается в 999 г., до революции датой основания города считали время принятия христианства в 990 г., согласно работам Василия Никитича Татищева (1686-1750), основан Суздаль был в 982 г. великим князем Киевским Владимиром Святославичем (ок. 960-1015); а археологи эмпирически оценивают возраст города в 1300 лет. Сохранилось также одно из первых летописных упоминаний города в Лаврентьевской летописи (именно оно и остается пока официальной датой, от которой отсчитывается возраст города): речь в тексте идет о суздальском восстании 1024 г. Кстати, эта летописная запись считается самым первым из существующих летописных свидетельств о восстаниях на Руси. В 1024 г. разъяренные суздальские крестьяне ополчились против зажиточной знати, завладевшей общинными землями. Восстание было успешно подавлено Ярославом Владимировичем Мудрым (978-1054), бывшим в это время великим князем Киевским.

Городская крепость стала возводиться в XI—XII вв., во времена княжения Владимира Мономаха (1053-1125). В этот же период из камня был выстроен первый собор города Успенский. Но простоял он недолго: уже в первой четверти XIII в. на его месте был возведен собор Рождества Богородицы.

В XII в., при сыне Мономаха князе Юрии Долгоруком (ок. 1090-1157), Суздаль обрел статус одного из важнейших и крупнейших городов Северо-Восточной Руси. Тогда он стал столицей Ростово-Суздальского княжества, образованного в X в.

Во времена монголо-татарского ига Суздаль получал статус столицы самостоятельного Суздальского княжества (в середине XIII в.) и столицы Суздальско-Нижегородского княжества (в начале XIV в.). Многих русских князей не устраивала зависимость от Московского княжества, они стремились к максимальной независимости. Это стремление и изменило судьбу Суздаля.

После присоединения в XIV столетии к Суздальскому княжеству трех городов: Нижнего Новгорода, Гороховца и Городца столицей нового Суздальско-Нижегородского княжества стал Нижний Новгород, расположенный на выгодном расстоянии от Москвы. С этого времени Суздаль стал неотвратимо утрачивать свою значимость в жизни Руси. В итоге к концу века (в 1392 г.), когда Суздальско-Нижегородское княжество распалось, Суздаль был присоединен к Московскому княжеству, чему способствовала женитьба князя московского Дмитрия Донского на дочери князя Дмитрия Константиновича, княжившего тогда в Суздальско-Нижегородском княжестве.

В начале Смутного времени (1598-1613) жители Суздаля были на стороне Лжедмитрия I (ум. 1606), а позже и Лжедмитрия II (ум. 1610), выдававших себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и, следовательно, за законных наследников трона. На протяжении восьми месяцев в Суздале жил князь Лисовский, один из сподвижников Лжедмитрия II, который успешно сопротивлялся московским войскам. Тем не менее именно выходец из суздальской земли князь Дмитрий Пожарский возглавил народное ополчение, спасшее российскую государственность. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода, и одним из первых городов, что оно освободило от поляков, был Суздаль.

Шло время, и после экономического подъема в XVII в. и периода активной застройки города Суздаль снова начал приходить в упадок. В XIX в. он представлял собой печальное зрелище: захолустный город, находящийся в отдалении от основных путей сообщения, стал сильно отставать от других российских городов. Только в 1967 г. на город обратили внимание. Для Суздаля был разработан генеральный план развития и было принято решение развивать здесь туризм: Суздаль получил статус города-музея.

Суздаль один из восьми городов, образующих туристический маршрут «Золотое кольцо России». В городе сохранилось невероятное количество церквей: над Суздалем повсюду виднеются яркие купола. В древние времена в городе сложилась своеобразная зодческая школа: при всей простоте оформления храмы и церкви города отличаются особой нарядностью. Свойственна Суздалю и ансамблевость архитектуры. Очень часто рядом с уже построенным большим нарядным храмом мог возводиться еще один, меньшего размера. Второй храм принимал прихожан в зимнее время: его небольшие помещения было намного легче протопить. Примером такого ансамбля являются «летняя» Лазаревская (1667 г.) и «зимняя» Антипиевская (1745 г.) церкви.

В историческом центре Суздаля, самой древней части города, располагается Суздальский кремль — крепость, впервые возведенная в Суздале еще при Владимире Мономахе в XI в. Семь столетий спустя пожар уничтожил все деревянные постройки ансамбля, обойдя стороной собор Рождества Богородицы, архиерейские палаты XVII в., в которых жили суздальские церковные владыки, и несколько церквей.

Собор Рождества Богородицы, один из самых известных в Суздале, появился в городе еще в XII-XIII вв. До наших дней он сохранился не в первозданном виде: в XVII в. купольная часть была перестроена, собор стал пятиглавым, да и сама форма куполов была изменена. Несмотря на это архитектура здания осталась выдержана в традиционном для Суздаля стиле. Внутреннее убранство собора, частично сохранившееся с XIII в., поражает воображение. Знаменитые «Золотые врата», созданные в 1230 г., были оформлены с помощью техники огневого золочения по черненой меди: черную поверхность врат украшают тонкие золоченые рисунки, изображающие библейские сюжеты. К сожалению, фрески XIII в., за редким исключением, не сохранились.

Уникален Суздаль еще и тем, что здесь на берегу Каменки расположился Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Сюда из разных сел были привезены деревянные церкви и церковные постройки XVIII—XIX вв. При взгляде на экспозицию музея, органично вписавшегося в суздальскую среду, сразу становится понятно, насколько разнообразна была традиционная деревянная архитектура того времени. Самый известный экспонат музея Преображенская церковь 1776 г., привезенная из села Козлятьево. Особую красоту ей придают купола, собранные из сотен деревянных черепичных деталей.

Во многом благодаря своей уединенности Суздаль сохранил не только церковные постройки и некоторые здания кремлевского ансамбля, но и жилые дома XVII—XVIII вв., принадлежавшие местным купцам. В одном из таких домов — Посадском доме (конецXVII в.), принадлежавшем когда-то купцу Ивану Бибанову, — был воссоздан купеческий быт XVIII в. и открыт музей. В доме купца Лихонинова, в тихом уголке города, была открыта музейная гостиница, также обставленная в традициях XVIII столетия, в которой можно остановиться и почувствовать жизнь купечества Суздаля.

История Суздаля: Впервые упоминается в летописи под 1024 г. как Суждаль, как город-крепость — в 1096 г.

Достопримечательности Суздаля: собор Рождества Богородицы, Архиерейские палаты, Спасо-Евфимиевский с Преображенским собором, Ризположенский, Покровский, Александровский монастыри.

Сегодня Суздаль имеет необычный статус — город-музей или город-заповедник.

Огромное культурное наследие разных эпох истории нашей родины хорошо сохранилось в Суздале, и сегодня у нас есть возможность своими глазами увидеть древние монастыри, соборы и церкви, крепости и усадьбы дворян, бояр и купцов.

Одной из главнейших строк бюджета Суздаля на сегодня является туризм. В рамках путешествий по городам Золотого кольца России множество людей отправляется на экскурсии по достопримечательностям города. Многие целенаправленно приезжают в Суздаль, чтобы отдохнуть в комфортных условиях и ощутить близость родной истории, культуры и природы. Здешние монастыри и храмы охотно посещают паломники.

Покровский женский монастырь

Год основания монастыря — 1364, в это время в Суздале правил князь Дмитрий Константинович. Увы, беспощадное время не сохранило до наших дней монастырь в его первозданности, тот ансамбль, который мы можем наблюдать сегодня, создан в XVII веке.

Первые постройки покровского монастыря были деревянными и лишь в начале XVI века благодаря пожертвованиям царя Василия III в монастыре появились первые каменные постройки, сохранившиеся до наших дней: Покровский собор и Святые врата.

В XVI-XVII веках Покровский монастырь стал местом, где насильно постригали в монахинь представительниц дворянства. Эта традиция в 1525 году была положена самим царем Василием III, отправившим в монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову, считавшуюся бесплодной.

Подобная судьба постигла многих других знатных женщин, в числе которых: жена Петра I Евдокия Лопухина, жена Ивана Грозного Анна Васильчикова.

В 1923 году монастырь подвергся разрухе, в 60-х годах XX века началось постепенное восстановление, в 80-ые годы на территории монастыря работал ресторан и гостиница. В 1992 году в обитель вновь вернулись монахини.

Центральным зданием ансамбля обители является здание Покровского храма, строительство которого завершилось в 1518 году на места древнего деревянного храма, имен строителей история не сохранила. Здание представляет собой масштабное четырехстопное, сооружение которое обрамляют два этажа открытой галереи. Купола — шлемовидные.

Внутри храма стены не имею росписи, это полностью компенсируется необыкновенной красотой икон. Под стенами монастыря могилы многих знатных женщин, цариц и княгинь.

Также в 1515 году были построены Святые ворота и надвратный храм, имеющим четыре купола. Это потрясающее своей красотой и архитектурным решением здание сочетает в себе не только храм, но и оборонительное сооружение. Фасады декорированы резьбой.

Также примечательна Трапезная палата с Зачатьевской церковью, построенная по велению Ивана Грозного, после смерти его дочери. Здание выполнено, скорее, в традициях польской, нежели русской архитектуры.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий