«Каждый знает, это кто: Это – Агния Барто!»
(Громко звучит веселая музыка, входит мальчик, он приплясывает, смотрит в зал, пугается.)
Мальчик: — Ой, как много народу! Куда это я попал?
(он внимательно смотрит в зал, узнает несколько ребят, здоровается отдельно, а потом со всеми)
— А это что вы тут делаете?
(дети отвечают)
— Праздник? Праздники я люблю!!! А какой праздник?
(Поворачивается к экрану, читает по слогам. А. Л. Барто 110 лет)
— У-у-у! Наверно я не туда попал, пойду- ка я дальше.
(Поворачивается, собирается уходить. На сцене появляется девочка с книгой в руках).
Девочка: -Здравствуй, Кирилл!
Мальчик: — Привет! (обращаясь к залу). Это моя соседка по парте! (со смехом..) отличница… И зануда.
Девочка: — Что, опять гуляешь?
Мальчик: — Ну и гуляю! А ты все читаешь?
Девочка: — Читаю! Вот из библиотеки иду!
(показывает книгу)
Мальчик: Ух, ты, картинки-то красивые! Что это у тебя за книга?
Девочка: — Это книга стихов. Их написала детская писательница Агния Львовна Барто.
Мальчик: — (Разочарованно) Стихов… Агния Львовна…
Девочка: — Да, А. Л. Барто, ее стихи знают все- и большие и маленькие!!!
Мальчик: — (Со смехом…) А вот и не все! Я, например, не знаю!
Девочка: — Думаю, что знаешь! Я уверена, что все ребята помнят хотя бы одно стихотворение! Да! Да! Да
Мальчик: — А давай поспорим, что нет! Что-то я ничего не припомню…
(мальчик и девочка спорят)
Девочка: — Я буду читать начало стихотворений, а ты продолжишь А вы, ребята помогайте ему!
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу…
(Дети продолжают)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
(Дети продолжают)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка…
(Дети продолжают)
Мальчик: — Ну, все… проиграл…Хотя…Дай-ка книгу! Я сам попробую загадать Стихотворение…
Девочка: — Пожалуйста!
Мальчик: (Берет книгу, читает)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине…
(Дети продолжают)
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке…
(Дети продолжают)
Проиграл!!! Ладно, вот твоя конфета! (отдает девочке конфету)
Да! Читать стихи Агнии Барто очень легко, приятно и интересно. Читаю, например, про Вовку- добрую душу или про Первоклассника Петю и сразу представляю себе этих ребят так живо, как будто встречала их в жизни.
Чтец: — В школу.
Мальчик: — (Выходит с книгой) Да… правда, ребята, читаю стихи А. Барто, а написано-то про моих друзей и … про меня. Ну вот хотя бы это. Уж очень на меня похоже, я ведь тоже брат…
Чтец: — Защитник
Девочка: — Да… прочитаешь или послушаешь такое стихотворение и поймешь, как надо поступать, а как не надо…
Мальчик: — И даже исправиться захочешь. Ведь все хотят быть лучше.
Мальчик: — Знаете ли вы ребята, что первая книга А. Барто была издана, когда ей исполнилось 19 лет?
Девочка: — А родилась она 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача.
Мальчик: — А что значит «в семье ветеринарного врача» ?
Девочка: — Ее отец лечил животных, как доктор Айболит.
Мальчик: — Стихи А. Л. Барто начала писать с детства, но сначала решила стать балериной и закончила хореографическое училище.
Девочка: — Но любовь к литературе победила. Стать настоящей поэтессой ей помогли Самуил Яковлевич Маршак и Владимир Маяковский.
Мальчик: — По сценарию А. Барто были сняты известные кинофильмы: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер»
Девочка: — На радио она вела передачу «Найти человека» и помогла 927 семьям найти своих родных после Великой Отечественной войны.
Мальчик: — Перед войной А. Л. Барто была в Испании и однажды, после бомбежки, в разрушенном доме она нашла сохранившиеся детский рисунок. На нем было изображено солнце и мама. Этот рисунок поэтесса хранила всю свою жизнь и проводила по всей стране конкурсы детских рисунков.
Девочка: — За свои произведения А. Л. Барто была присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена. Ее стихи были переведены на многие языки мира.
Мальчик: -З а свою жизнь, а прожила она 75 лет, Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей разного возраста. И всем, большим и маленьким- нравятся эти стихи, и каждого из вас они приветствуют дружески.
Все хором:
«Улыбнитесь на счастье!»
(звучит веселая музыка)
Ведущая: Сегодня наш литературный праздник посвящен горячо любимой детьми писательнице и поэтессе Агнии Львовне Барто.
Родилась Агния Львовна 17 февраля 1906 года в Москве. Отец ее Лев Николаевич был ветеринарным врачом. Лечил зверей и птиц. И свою дочь научил любить животных. Он же показал дочери буквы и научил ее читать. Агния Барто рано начала писать стихи. За свою жизнь она придумала более 700 стихов для детей и о детях.
Стихи Барто не просто развлекают, смешат. Они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, стойкости, уважению к труду. Книги А. Барто любят одинаково и дети, и взрослые.
Стихи Барто всегда интересно слушать, ведь они очень понятны детям.
Любовь к художественной литературе она перенесла через всю жизнь. Эту любовь ей привил отец. Он всегда ей дарил книги.
В своих стихах она знакомит читателей с детьми, интересными историями, случаями, которые черпает из жизни, наблюдая за ними.
«Кто-кто в этой комнате живет? Кто-кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась, с боку на бок повернулась
И откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала».
Это отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Машенька». С мальчишками и девчонками мы встречаемся в детском саду, в школе, во дворе. Послушаем стихи про них.
Дети читают стихи.
«Мы не заметили жука»,
«Карусели»,
«Огород»,
«Щегол»,
«Лягушата»,
«Фонарик»,
«Мой пес»,
«Ути-ути»
«Котенок»
«Воробей»
Ведущий: В своем творчестве А. Л. Барто обращается к самым маленьким своим читателям. Это цикл поэтических миниатюр «Игрушки». Вспомним их.
Дети хором читают стихи:
«Уронили Мишку на пол… »
«Зайку бросила хозяйка».
А теперь послушаем детей.
Читают дети.
«Грузовик»,
«Лошадка»,
«Барабан»,
«Козленок»,
«Кораблик»,
«Резиновая Зина».
Ведущий: А на стихотворение «Верёвочка» был написан сценарий к кинофильму «Слон и веревочка».
Есть стихи, которые положили на музыку. И сейчас мы покажем, что из этого получилось.
Дети исполняют песни:
«Самолет», «Бычок», «Слон».
Вот что сказал о творчестве Агнии Львовны Барто Сергей Михалков: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек – стихи Агнии Барто».
Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книжку-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» – и он кивнет головой. Барто – это значит понятные для него, веселые, интересные стихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем рассказать и необидно пошутить.
Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей.
ДВЕ СЕСТРЫ ГЛЯДЯТ НА БРАТЦА
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
— Вот уже растет ребенок —
Он чихнул, как взрослый!
ЗВОНКИ
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой —
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.
ДВОЯШКИ
Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
— Какие непохожие!-
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.
В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ
Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчен,
Что я в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу,-
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!
Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: «Не шуми!»
Никто не скажет: «Не свисти!»
Все на работе до пяти!
— Ты да я теперь друзья!
Но уже через минуту
Он кричит:
— При чем тут я!
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
— Ты пионер?
— Да вроде.
— Работал в огороде? —
А он опять:
— Да вроде.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
— Почему ты нас не ешь?—
Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.—
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
МАЛЯР
Мы с дедом красили сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
— Сначала стену вытирай,-
Учил меня мой дед. —
Ты ототри ее, очисть,
Тогда смелей берись за кисть.
Так и летала кисть моя!
Гремел на небе гром,
А мне казалось — это я
Гремлю своим ведром.
Ну, наконец сарай готов.
Мой дедушка так рад!
Эх, взять бы краски всех цветов
И красить всё подряд!
Немного краски есть в ведре,
На донышке, чуть-чуть,-
Я завтра встану на заре,
Покрашу что-нибудь!
Агнию Барто как-то сразу заметили, ее книги всегда находили своих читателей. Энергичная, яркая, стремительная, она успевала все: сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Так, например, кинофильм «Подкидыш» поставлен по ее сценарию. Она встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках. Ездила в зарубежные поездки, в том числе в 1937 году в Испанию, где уже шла война. Она была очень популярной, причем не только в нашей стране.
Во время войны она много выступала по радио в Москве и в Свердловске, печатала военные стихи, статьи, очерки в газетах.
В 1942 году была на Западном фронте корреспондентом «Комсомольской правды». После войны Агния Львовна вернулась к веселым стихам, над которыми всегда с увлечением работала.
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
— У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!
СТРАШНАЯ ПТИЦА
На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он её боится!
Клюв у этой птицы острый,
Встрёпанные перья.
Где же мама? Где же сёстры?
Ну, пропал теперь я!
— Кто тебя, сынок, обидел? —
Засмеялась мама. —
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
ПОМОЩНИЦА
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
ЕСТЬ ТАКИЕ МАЛЬЧИКИ
Мы на мальчика глядим —
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
В сад выходит Вовочка,
Хмурый, словно заспанный.
— Не хочу здороваться,—
Прячет руку за спину.
Мы на лавочке сидим,
Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика,
Он вот-вот расплачется.
Думали мы, думали,
Думали, придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу —
Тоже стали хмуриться.
Даже маленькая Люба —
Ей всего-то года два —
Тоже выпятила губы
И надулась, как сова.
— Погляди!— кричим мы Вове.
Хорошо мы хмурим брови?
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.
Замахал на нас рукой:
— Неужели я такой?
— Ты такой!— кричим мы Вове,
Все сильнее хмурим брови.
Он пощады запросил:
— Ой, смеяться нету сил!
Он теперь неузнаваем.
С ним на лавочке сидим,
И его мы называем:
Вова — бывший нелюдим.
Он нахмуриться захочет,
Вспомнит нас и захохочет.
МЫ С ТАМАРОЙ
Целый день
Трезвонит Таня:
— Мы заведуем
Бинтами,
Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.
Если что-нибудь
Случится,
Приходите к нам
Лечиться.
Мы умеем
Класть компресс:
Мы с Тамарой —
Красный Крест.
Можем сделать
Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой
Санитарки,
Я недаром вас зову.
Санитарам
Не везет:
Есть и марля,
Есть и йод.
Не хватает
Пустяков —
Нет ни ран,
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано —
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
СОНЕЧКА
Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
В ТЕАТРЕ
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Я ЛИШНИЙ
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
В мемуарах Агнии Барто «У кого я училась писать стихи. Записки детского поэта» (М., 1976) есть такие строки: «… Мы жили на даче, в Пушкино (а точнее, в Мамонтовке), откуда я ходила на Акулову гору (поселок Акулова гора теперь не существует – затоплен водами Учинского водохранилища) играть в теннис. Меня в то лето (предположительно 1920 год, Агнии всего 13-14 лет) с утра до вечера мучили слова, вертела их по-всякому, и только теннис выбивал из головы рифмы. И вот однажды, во время игры, приготовившись подавать мяч, я застыла с поднятой ракеткой: за длинным забором ближайшей дачи увидела Маяковского. Сразу узнала его по фотографии. Оказалось, что он живет здесь. Это была та самая дача, куда к поэту приходило солнце («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»). Потом я не раз смотрела с теннисной площадки, как он шагает вдоль забора, что-то обдумывая. Ему не мешал ни голос судьи, ни взгляды игроков, ни стук мячей. Кто бы знал, как мне хотелось подойти к нему! Я даже придумала, что ему скажу: «Знаете, Владимир Владимирович, когда моя мать была школьницей, она всегда учила уроки, шагая по комнате, и ее отец шутил, что, когда он разбогатеет, купит ей лошадь, чтобы она не так уставала». И тут произнесу главное: «Вам, Владимир Владимирович, не нужны никакие вороные кони, у вас – крылья поэзии». Конечно, я не решилась подойти к даче Маяковского и, к счастью, не произнесла этой ужасной тирады…». Так Барто впервые увидела Маяковского в Пушкино!
Далее она вспоминает, как через несколько лет в Москве был впервые устроен праздник детской книги: в Сокольниках писатели должны были встречаться с детьми. Из «взрослых» поэтов на встречу с детьми прибыл только Маяковский. Агния даже ехала с ним в одной машине, но Маяковский был погружен в себя, и разговор тоже не состоялся… Но ей повезло. После выступления перед детьми в Сокольниках, спускаясь с эстрады, Маяковский сказал трем молодым поэтессам, среди которых была и Агния: «Вот это аудитория! Для них надо писать!»
И ещё раз произошла заочная встреча Барто с Маяковским. Как-то придя в редакцию «Пионерской правды», в отдел писем, с целью почитать детскую переписку, Агния Барто сказала редактору: «Спасибо, я так рада, что придумала почитать детские письма». «Не Вы первая это придумали, – улыбнулся редактор, – еще в 1930 году приходил к нам читать детские письма Владимир Маяковский».
Ещё одна удивительная история произошла, по воспоминаниям, когда Агния возвращалась с дачи в Москву. На одной из станций в вагон зашел Корней Иванович Чуковский. «Вот бы прочитать ему свои стихи!» – подумала Агния. И как только он устроился на скамейке, Агния обратилась к нему: «Можно я прочту вам стихотворение? Очень короткое…» «Короткое – это хорошо». И вдруг на весь вагон объявил: «Поэтесса Барто хочет прочесть нам свои стихи!» Пришлось отнекиваться: «Это не мои стихи, а одного мальчика пяти с половиной лет…» Стихи были про челюскинцев (возможно, они в тот момент проезжали станцию Челюскинская). Они так понравились Чуковскому, что он записал их в блокнот. А через несколько дней они появились под названием «Челюскинцы-дорогинцы» в «Литературной газете» с подписью «мальчик»…
Короткая биография поэтессы… Родилась в Москве 4 (17) февраля 1906 года (вернее, в 1907 году, – добавила год для поступления на работу) в семье известного врача-ветеринара Льва Волова. Имя, данное ей при рождении, не Агния, а Гетель… Мечтала стать балериной, занимаясь в хореографическом училище. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В зале был Александр Луначарский, посоветовавший ей писать детские веселые стихи. Первый раз Агния вышла замуж в 18 лет, мужем ее стал молодой поэт Павел Барто. У них родился сын Игорь. Но семья вскоре распалась. А первый большой успех как поэтесса она ощутила после цикла стихов для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и т.д.) в 1936 году. В конце войны в семье Барто произошло несчастье – погиб ее сын, попав под машину. Судьба не оставила ее в одиночестве, сведя с Андреем Щегляевым, талантливым молодым ученым-теплоэнергетиком. Они прожили вместе почти 50 лет. У них родилась дочь Таня (прототип героини стихотворения «Наша Таня»). Агния написала несколько сценариев к фильмам, таким как «Подкидыш» и «Алеша Птицын вырабатывает характер». После войны стала вести программу на радио «Найти человека», объединив около тысячи семей. Дружила с Чуковским, Кассилем, Фадеевым… Но кумиром всегда оставался Владимир Маяковский, первая встреча с которым произошла у нас на Акуловой горе, в Пушкино. Именно ему посвящено:
Рождайся,
Новый человек,
Чтоб гниль земли
Вымерла!
Я бью тебе челом,
Век,
За то, что дал
Владимира.
Ей было 76, когда она попала в больницу с инфарктом, оказавшимся смертельным. А случилось это 1 апреля (ирония судьбы – в День смеха) 1981 года.
Владимир ПАРАМОНОВ,
член Союза краеведов России.
Четвертого февраля 2016 года мы будем отмечать юбилей – 110 лет замечательнейшей советской детской поэтессы и писательницы, на чьих чудесных стихах в нашей стране выросло не одно поколение детей — Агнии Львовны Барто.
Кроме множества прекрасных, легко запоминающихся детских стихов, Агния Барто написала также несколько киносценариев, в том числе, совместно с Риной Зелёной, сценарий всем известной кинокомедии «Подкидыш», а также повесть «Найти человека» — результат 9 лет ведения одноимённой радиопередачи, занимавшейся поисками людей, разлучённых войной.
За своё творчество и общественную деятельность Агния Львовна была удостоена немалого количества наград и премий, в том числе международных — Ордена Улыбки и премии им. Андерсена.
Остался в памяти смешной стишок-загадка о самой поэтессе:
Кто медведям лапы рвет,
Зайчиков под дождь сует,
Танин мячик бросил в речку,
Обломил быку дощечку?
Каждый знает, это кто:
Это – Агния Барто!
Спонсоры статьи: