История disco ч.3

Disco-история продолжается…


Disco (диско)
— это сокращение от французского слова «discotheque» — дискотека. Перевести это можно, как «хранилище дисков». А еще так называли ночные заведения, где звучала записанная на пластинки (не «живая», в отличие от обычных клубов) музыка. Потом словечком «диско» стали называть музыкальный стиль с ритмом 100-120 ударов в минуту. Еще один важный элемент диско — блестящая, режущая глаз яркостью цветов одежда, всякие разноцветные лампочки, зеркальные шары, неоновые вспышки, длиннющие отложные воротники, высоченные прически — в общем, подчеркнутая яркость и шик во всем.

Прародителем дискотеки может считаться джук-бокс — граммофон-автомат, заряженный двумя-тремя десятками пластинок, проигрываемых по выбору при опускании в щель мелкой монетки. На рубеже 30-40-х годов подобные автоматы устанавливались по всей Америке ( а после Второй мировой войны и в западноевропейских странах) в дешевых барах и кафе, посещавшихся преимущественно молодёжью. Они имели свою аудиторию, свой репертуар и даже своих звезд, именно джук-боксы были главным каналом распространения музыки типа ритм-энд-блюз, а позднее — соул.

Развитие звукозаписывающей техники обеспечило совершенно невероятный подъем граммофонной промышленности: начали выпускаться долгоиграющие диски, переносные проигрыватели, а музыкальные записи стали пользоваться огромным успехом. Появились специальные музыкальные радиостанции, основными задачами которых стали реклама и продвижение на музыкальном рынке новых записей и исполнителей. С приходом рок-н-ролла радиоаудитория небывало расширилась за счет миллионов тинэйджеров, образовавших исключительно широкий и емкий рынок для сбыта грампластинок.

Три кита граммофонной индустрии — «Ар-Си-Эй — Виктор» (RCA-Victor), «Коламбиа» (Columbia), «Уорнер Бразерс» (Warner Brothers) — установили фактическую монополию на выпуск и распространение пластинок с записями популярной музыки; они контролировали эфир, организовывали концертные гастроли, поддерживали фэн-клубы, влиятельные журналы и критику.

Первые дискотеки, в современном понимании слова, появились в Нью-Йорке, и в них звучали преимущественно соул и фанк записи с жёсткой ритмической основой. Главная отличительная особенность disco — равномерный ритм зачастую подчеркнутый ударами бочки.«Классическим» признан темп с частотой 120 ударов в минуту (что практически вдвое превышает нормальный человеческий пульс). Характерна непрерывная линия баса, в аранжировках используются соло струнных и духовых. Структура песен нередко состоит из нескольких блоков (со сменой рисунка баса, мелодии, тональности и т.д.), что не позволяет длинным композициям наскучить слушателю.

Наиболее успешные номера попадали на радиостанции, что увеличивало продажи пластинок. Звукозаписывающие компании и продюсеры стали ориентироваться на запись специальной музыки для дискотек и очень скоро музыка диско вышла за стены клубов и получила всеобщее признание и популярность.

Во второй половине 70-х годов западный мир захлестнула очередная танцевальная эпидемия, как уже не раз случалось в прошлом, но с одним интересным отличием. До сих пор все сколько-нибудь приличные общественные танцы, не говоря уже о великосветских бальных собраниях и столичных дансингах, стремились устраивать под хотя бы и скромный, но все же живой оркестр или небольшой ансамбль, на худой конец довольствуясь одним пианистом, и лишь при полной невозможности достать такового прибегали к патефону, радиоле или уже упоминавшемуся джук-боксу. Теперь этот обычай заменен прямо противоположным: высший шик состоит в том, чтобы танцевать в специально оборудованных дискотеках под записанную музыку с диск-жокеем (DJ) в роли оператора звуковоспроизводящей аппаратуры и распорядителя бала.

disco-альбомы не были продолжительными по времени, но записанные на них песни стали гораздо длиннее — в среднем по 5-6 минут, одновременно выпускаются специальные 12-дюймовые синглы, содержащие длинные версии (long version) песен (8-12 минут), предназначенные для ди-джеев. Имея в запасе широкий ассортимент пластинок, DJ каждый раз делает из них собственный микс, комбинируя номера с учетом состава, вероятных вкусов и даже настроения собравшейся перед ним, а иногда и специально подобранной публики (владельцы некоторых дискотек ежевечерне производят селекцию-фейсконтроль счастливчиков из длинных очередей, стоящих перед их дверьми).

Читать также:  Стиль урбан (urban) кратко

Disco — дитя большого города, его колыбель — огромные студии звукозаписи с наисовременнейшим оборудованием стоимостью в сотни тысяч долларов. Свои первые шаги дискомузыка делает в наиболее фешенебельных дискотеках, где получает шумное признание или терпит провал и лишь в случае успеха у столичной тусовки с молниеносной быстротой распространяется в провинции. Иными словами, это высокоцентрализованная отрасль музыкальной промышленности, обладающая технической и финансовой организацией, руководимая профессионалами — продюсерами и менеджерами вместе со штатными сочинителями мелодий и текстов. От музыкальной продукции все больше требуется новизна и оригинальность звучания, которые достигаются не столько живой игрой исполнителей, сколько в итоге кропотливой работы за микшерским пультом многоканального магнитофона. На профессиональном жаргоне это называется «микс» (от to miх = смешивать), и хороший миксер — иногда лидер группы или кто-либо из музыкантов, но чаще опытный звукорежиссер или продюсер — нередко имеет не меньше, а то и больше прав считаться автором данного альбома, чем композитор или исполнитель. Сплошь и рядом звукорежиссер-продюсер выступает главным инициатором, проектировщиком-дизайнером и организатором всего художественно-производственного процесса подобно тому, как это имеет место в кино: придумывает идею и тематику будущей пластинки, определяет ее композиционную структуру, подыскивает подходящих сочинителей мелодий и текстов, приглашает нужных инструменталистов и певцов и, конечно же, делает завершающий микс.

В истории диско-музыки есть немало примеров, когда после записи студийными музыкантами успешного музыкального номера, срочно подбирались исполнители для выступлений в качестве группы — так было с Boney M., Village People и многими другими, причём к исполнителям стали предъявляться особые требования — необычная запоминающаяся внешность, умение танцевать и создавать эффектное шоу — всё это было необходимо для выступлений в дискоклубах . Техническая сложность живого воспроизведения в условиях диско-клуба номеров, записанных в студии, стала причиной того, что артисты стали выступать либо под минус-фонограммы (запись музыкального сопровождения), либо под полную фонограмму, что, в общем, мало беспокоило посетителей дискотек.

Хронология DISCO

  У диско есть официальный год рождения — 1972-й. В этом году вышла в свет композиция «Love’s theme» группы Love Unlimited Orchestra. Она добралась до самых вершин мировых хит-парадов и вошла в историю как первая диско-композиция.

1973

Инструментальная часть «Love’s Theme» достигает вершин чартов.

Диско ещё не основное направление, но появление чарта Disco Action Charts в журнале Billboard утверждает диско как самостоятельный стиль в популярной музыке. Композиция Gloria Gaynor «Never Can Say Good-Bye» оказалась на первом месте, таким образом, став первым танцевальным хитом в истории музыки. Альбом Gloria Gaynor «Never Can Say Goodbye» стал первым в истории звукозаписи диском, записанным специально для клубов, новинка состояла в том, что между песнями отсутствовали паузы, и одна композиция плавно переходила в другую — метод, которым пользуются все современные ди-джеи!

Диско-хиты этого года: Shirley & Co. «Shame Shame Shame», The Hues Corporation «Rock The Boat», Carl Carlton «Everlasting Love», Carol Douglas «Doctor’s Order», Barry White «You’re The First, The Last, My Everything» и George McRae «Rock Your Baby».

1975

Disco — главенствующее музыкальное направление. Van McCoy продаёт миллион копий «The Hustle».Он устанавливает критерий диско: музыка под которую легко двигаться (основное отличие диско от фанка). Bee Gees возвращаются в чарты с «Jive Talkin» с альбомa «Main Course», материал которого сильно отличается от их прежних баллад. Выходит классический альбом Donna Summer «Love To Love You Baby». Появляются первые хиты групп KC & The Sunshine Band, Earth Wind & Fire, Hot Chocolate, Kool & The Gang, The Trammps.

В Германии, в Мюнхене записывается культовый хит группы Silver Convention «Fly Robin Fly», положивший начало EURODISCO. Одновременно Penny McLean, одна из участниц Silver Convention, выпускает хит «Lady Bump».

Читать также:  FANTASTIQUE

Самые важные хиты года: Melba Moore «This Is It», The Sylvers «Boogie Fever», Carl Douglas «Kung Fu Fighting».

1976

Компания Motown выпускают первый диско-хит «Love Hangover», исполняемый Diana Ross. Dr. Buzzard’s Original Savannah Band выпускают «Cherchez La Femme».

ABBA №1 в США с «Dancing Queen». Ritchie Family c «The Best Disco In Town» и First Choice с «Doctor Love» — первые женские группы, исполняющие диско.

Самые примечательные диско-хиты этого года: Vicki Sue Robinson «Turn The Beat Around», Thelma Houston «Don’t Leave Me This Way», Heatwave «Boogie Nights», Jesse Green «Nice And Slow», Baccara «Yes Sir, I Can Boogie», Cerrone «Love In С Minor», The Trummps «Disco Inferno», Boney M. «Sunny» и «Daddy Cool».

1977

Выходит культовый кинофильм «Saturday Night Fever» с John Travolta в главной роли, большая часть музыки к фильму записана Bee Gees, которые становятся самой знаменитой диско группой со своими хитами: «Stayin’Alive», «How Deep Is Your Love», «Night Fever». Знаменитая «I Feel Love» композитора и продюсера Giorgio Moroder в исполнении Donna Summer стала первой композицией записанной с помощью синтезаторов и явилась определяющей для электронной танцевальной музыки последующих лет.

Chic записывают свой первый альбом с хитами «Everybody Dance» и «Dance Dance Dance». Чёрная модель Grace Jones, успешно начавшая карьеру певицы, в этом году выпускает три хита, в том числе «La Vie En Rose». В Европе вышли два альбома Belle Epoque.

Некоторые наиболее важные диско-хиты этого года: The Emotions «Best Of My Love», Earth Wind & Fire «Fantasy», Meco «Star War Theme», Carrie Lucas «I Gotta Keep Dancin»‘, Roberta Kelly «Zodiacs», Jermaine Jackson «Let’s Be Young Tonight», Odyssey «Native New Yorker», Boney M. «Ma Baker», Eruption «I Can’t Stand The Rain».

1978

Самый урожайный год диско. The Jacksons выпускают альбом «Destiny», содержащий «Blame It On The Boogie» и «Shake Your Body» (Down To The Ground). Выходит первый крупный хит Santa Esmeralda «Don’t Let Me Be Misunderstood».

Village People записывают знаменитые «Macho Man» и «Y.M.C.A». Taste Of Honey получает Grammy за 1978 год как лучший исполнитель с «Boogie Oogie Oogie».

Eurodisco продолжается с Patrick Juviet:»I Love America», Sheila & B. Devotion: «You Light My Fire», Arabesque «Hello Mr.Monkey».

Gloria Gaynor выпускает «I Will Survive»(за которую получает единственную диско-Grammy!). Chaka Khan продолжает сольную карьеру с «I’m Every Woman».

Выходит в прокат второй культовый диско-фильм «Thank God Is Friday» с хитами Donna Summer «Last Dance» и Diana Ross «Lovin’,Livin’ And Givin’». Эксперименты с синтезаторами Herbie Hancock достигают новых высот с «I Thought It Was You».

В Европе Boney M. записывают легендарный альбом «Nightflight To Venus», ABBA выпустили сингл «Summer Night City». Звёздный час Amanda Lear с альбомами «Sweet Revenge» и «Never Trust a Pretty Face».

Открытием года становится Amii Stewart c «Knock On Wood» и «Light My Fire/137 Disco Heaven».

Самые знаменательные хиты этого года: Karen Young «Hot Shot», Musique «Keep On Jumpin’», Dee D. Jackson «Automatic Lover», Chic «Le Freak», Donna Summer «MacArthur Park», Blondie «Heart Of Glass», Tavares «More Than A Woman», Voyage «Souvenirs», Cheryl Lynn «Got To Be Real», Peaches & Herb «Shake Your Groove Thing». Roberta Kelly: «Oh, Happy Day», Bee Gees «Tragedy», Dan Hartman «Instant Replay».

1979

Музыкальную моду диктуют продюсеры Bernard Edwards и Nile Rodgers: Sister Sledge «We Are Family» и «He Is The Greatest Dancer», Chic «Good Times» и «I Want Your Love», Sheila & B.Devotion «Spacer».

Читать также:  История диско ч.4

Barbra Streisand записала «The Main Event» и «No More Tears» — дуэт с Donna Summer, которая, в свою очередь, выпустила пять хитов, включая «Hot Stuff»и «Bad Girls».

Earth Wind & Fire вместе с The Emotions: «Boogie Wonderland», Kool & The Gang «Ladies Night», Amii Stewart «Jealosy», Anita Ward «Ring My Bell», Alicia Bridges «I Love The Nightlife», Кelly Marie «Feels Like I’m In Love».

Зарождается рэп с Sugarhill Gang «Rapper’s Delight», основанный на «Good Times» от Chic. Lipps Inc. — одна из групп года с «Funkytown».

ABBA записали свой главный диско-хит «Voulez-Vous».

Несколько известных диско-хитов этого года: Eruption «One Way Ticket», Kiss «I Was Made For Loving You», Claudia Barry «Boogie Woogie Dancin’Shoes», Shalamar «Second Time Around», Diana Ross «The Boss», The Gap Band «Oops Upside Your Head», The Isley Brothers «It’s A Disco Night», Rose Royse «Car Wash», Michael Jackson «Off The Wall»- первый опыт работы с продюсером Quincy Jones. Randy Crawford вместе с Crusaders: «Street Life».

1980

Выпущен очередной диско-боевик, фильм «Can’t Stop The Music» с участием Village People. Irene Cara записала «Flame», Diana Ross -«I’m Coming Out» и «Upside Down».

George Benson в содружестве с Quincy Jones выпускает «Give Me The Night». Barry Gibb (Bee Jees) записывает альбом с Barbra Streisand «Guilty».

Cамые известные диско-хиты года: Stephanie Mills «Never Knew Love Like This Before», S.O.S Band «Take Your Time», Voyage: «I Love You Dancer», A Taste Of Honey: «Rescue Me», Teena Marie: «I Need Your Lovin» и Earth Wind & Fire: «Let’s Groove», Average White Band «Let’s Go Round Again», The Whispers «It’s Love Song».

1981

Диско начинает сдавать позиции из-за недостатка свежих идей. Движение «New Wave» оттесняет диско и становится основным направлением музыки 80-х. «Don’t You Want Me Baby» группы The Human League хорошо иллюстрирует напор новой волны, которая в ближайшие годы займёт место диско как самого популярного жанра на обоих полушариях.

Главные хиты года: The Brothers Johnson «The Real Thing», Boystown Gang «Can’t Take My Eyes Off You», BB&Q Band «On The Beat», Carl Carlton «She’s a Bad Mama Jama», Odyssey «Going Back To My Roots», Kool & The Gang «Get Down On It» и «Good Time Tonight», Luther Vandross «Sugar And Spice», Quincy Jones «Ai No Corrida», George Benson «Never Give Up On A Good Thing».

1982

Последний год, в котором диско по-прежнему популярeн именно как современное музыкальное направление. Хит года — Weather Girls «It’s Raining Mеn». Второй альбом Michael Jackson «Thriller» (продюсер Quincy Jones) становится самым продаваемым релизом на все времена. Песню «Billy Jean» можно рассматривать как самую популярную из когда-либо записанных диско песен. Barry Gibb (Bee Gees) — продюссирует альбом «Heartbreaker» для Dionne Warwick.

Хиты года: Central Line «Walking To The Sunshine», Indeep «Last Night a DJ Saved My Life», Galaxy «Dancin’ Tight», Donna Summer «Love Is In Control», Chaka Khan «Ain’t Nobody». Одним из ярчайших хитов года и диско в целом становится новая песня Gloria Gaynor «I Am What I Am».

 Диско-лихорадка схлынула, однако ее роль в дальнейшем развитии поп-музыки трудно переоценить. Синтез-поп, электро-поп, хип-хоп, хаус, техно, а также вся современная танцевальная музыка в целом базируется на «старомодном» диско, звучание которого всеми силами пытаются воссоздать сегодняшние ди-джеи.

Многие герои диско, такие как Donna Summer, Gloria Gaynor, Earth Wind & Fire, Diana Ross, Barry White, продолжают успешно выступать и записывать новые альбомы.

Что ж, движемся дальше…

Продолжение следует…

Оцените статью
Новостной портал
Добавить комментарий