...

Grunge. Jazz

Джаз (jazz) - род профессионального музыкального искусства Стили и направления в музыке

Grunge

Достаточно популярное направление хард- и панк-рока, вышедшее из недр студий звукозаписи Сиэтла, США, в начале 90-х годов. Стилистически, — это небрежно аранжированный и «задавленный» звуком хард-рок с ритмическими фигурами панк-рока. Грандж стал очень популярным во многом благодаря телеканалу MTV, который противопоставлял «рассерженных простых парней с улицы», какими выглядели исполнители гранджа, ухоженным и сытым героям мелодичного хард-рока, в конце 80-х заполонивших радио- и телеэфир.

Считается, что грандж стал средством художественного выражения общего пессимизма, охватившего молодежь в начале 90-х, что роднит этот стиль с панк-роком конца 70-х и рок-н-роллом конца 50-х — всякий раз это была культурная революция против музыки предыдущего поколения. Классические представители гранджа: Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden.

Jazz

Джаз (jazz) — род профессионального музыкального искусства. Возник на Юге США в конце 19-го — начале 20-го вв. в результате взаимовоздействия африканской и европейской музыкальных культур. Истоки джаза (Д) — в полуимпровизационных формах народного творчества, в трудовых, религиозных, светских песнях негритянского населения, а также в танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США. Термин «Д» употребляется с середины 1910-х гг.; первоначально так назывались небольшие оркестры, а также исполняемая ими музыка. Д. свойственны неакадемические способы звукоизвлечения и интонирования, импровизационный характер изложения мелодии и ее разработки, регулярная ритмичная пульсация, повышенная эмоциональность.

В течение первых двух десятилетий 20 века сформировался новоорлеанский стиль Д., для которого характерна коллективная импровизация мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне 4-дольного аккомпанемента, исполняемого ритмо-группой (ударные, духовой или струнный бас, банджо, иногда фп.).

Постепенно установились нормы исполнения танцевальных пьес, в которых предусматривалась сольная импровизация после коллективного изложения основной мелодии. Этим характеризуется чикагский стиль, развивавшийся в 1920-е гг. и выдвинувший джазовых солистов (трубачи — Кинг Оливер, Л. Амстронг, кларнетисты — С. Беше, Дж.Л. Рапполо, тромбонисты — К. Ори, Дж. Брунис, банджист Дж. Сент-Сир, барабанщик Б. Доддс). К началу 1930-х гг. появился стиль свинг (от англ. — качаться), связанный с деятельностью больших оркестров (биг-бендов).

Заметно усиливается роль аранжировки, в которой противопоставляется или объединяется звучание 4-5 саксофонов, 3-4 труб, 3-4 тромбонов на фоне ритмо-группы, исполняющей танцевальные ритмо-формулы. В конце 1920-х гг. большую известность приобрели нью-йоркские оркестры Ф. Хендерсона, Дюка Эллингтона, Дж. Лансфорда, в 1930-е гг. — Б.Д. Гудмена, Т. Дорси, А. Шоу, Ч. Уэбба, Каунта Бейси.

Благодаря бурному развитию грамзаписи, Д. завоевал огромную популярность. Его тембровые особенности и ритмическая активность оказали сильное воздействие на всю бытовую, развлекательную музыку США и стран Западной Европы, привели к возникновению «коммерческого» Д., симфоджаза и др. видов эстрадной музыки. В начале 1940-х гг. в результате творческих поисков негритянских музыкантов (альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж.Б. Гиллеспи, пианисты Б. Пауэлл, Т. Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг одного из клубов Нью-Йорка и не удовлетворенных лишь развлекательно-танцевальной ролью Д., был создан стиль би-боп (звукоподражательное слово), в котором появились насыщенные диссонансами темы, усложнились мелодика, ритмика, гармония, фразировка; внимание слушателей концентрировалось не столько на самом музыкальном материале, сколько на личности импровизатора.

 В противовес «горячему», нервному би-бопу в 1950-е гг. возник стиль кул (букв. — прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с традиционными композиционными средствами (в т.ч. с полифоническими приемами), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнит. манерой. Новые школы импровизации Д. нашли отражение в практике биг-бендов, заметно усложнивших образный, интонационный строй музыки, оркестровую фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (С. Кентон, Б. Риберн) с массивным, тяжелым оркестровым звучанием и так называемое (т.н.) третье течение, синтезировавшее современную музыку и Д. (Г. Шуллер, Дж. Льюис).

Начиная с 1950-х гг. появилось большое кол-во различных джазовых школ, направлений, стилей: хард-боп (от англ. — твердый), связанный с именами А. Блейки и К. Брауна; фри-джаз (т.н. свободный Д.) — О. Коулмена, Д. Черри, А. Айлера; модальный Д. — М. Дейвиса, Дж. Колтрейна; джаз-рок — Ч. Кориа, Х. Хенкока, Дж. Маклафлина и др.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий