...

History of New Wave

Новая волна — это лицо современного рока, его авангард. Это интересное, но и неоднозначное явление. Появление музыки «новой волны» было неожиданным, развитие шло различными и часто непредсказуемыми путями. Вначале это явление было трудно как-то оценить. Но сегодня уже можно увидеть какую-то внутреннюю нить развития.

В середине семидесятых годов, в 1976-77 годах наступил какой-то кризис рока. Хард-рок, бывший в начале семидесятых новаторским явлением, потерял актуальность, и даже такие группы, как «Дип Перпл» и «Лед Зеппелин» в поздних вещах не могли выйти из созданного ранее образа, стали повторять себя. Интересным течением в 70-х годах был «прогрессив-рок», но и здесь развитие шло в сторону усложнения музыки, тяготения к абстрактным, символическим образам и известному отрыву от реальности.
Все большее значение приобретала кропотливая работа в студии, использование дорогой техники. Иногда рок-альбом готовился и записывался почти целый год.

Это привело к кризису. Рок превратился из музыки улицы, музыки острой, приятной, отражающей настроение и мироощущение молодого поколения /каков он был в лучших своих проявлениях/ в музыку лишь для небольшого круга любителей усложненной музыки, либо в удобную музыку, лишенную всякого духа протеста, неискреннюю и загнивающую.

В этих условиях возникла диско-музыка, имевшая большой успех, но её конформизм чужд року, и, конечно, она никак не могла его заменить.

Но в это время уже происходили какие-то пока незаметные глубинные процессы. И вот в 1977 году они вышли наружу — возник панк-рок. «Секс пистолз» затмили по популярности все старые группы, новые панк-группы возникали, «как грибы после дождя». Общее у всех панков — яростный стихийный протест против существующего общественного порядка, и потому музыка играет подчиненную роль, главное — протест.

Типичен для панка своеобразный, форсированный вокал, наложенный на четкий и даже жесткий ритм, никаких музыкальных украшений, никаких инструментальных соло, одни гитары и принципиально никаких электронных клавишных и синтезаторов. Мелодии песен просты, одна и та же фраза навязчиво повторяется и фиксируется в подсознании.

Расцвет панка был быстрым и ярким. Но вскоре стала проявляться и его неоднородность. Многие не пошли дальше стремления покричать в микрофон о своем презрении к буржуазному обществу имитировать обывателей, и большинство ранних панк-групп быстро исчезло. Распались и «Секс пистолз? Вообще это была далеко не самая талантливая из панк-групп, но она примечательна тем, что смогла раньше и лучше других уловить дух времени и начать играть новую музыку.

Панк исчез. Но наиболее интересные из панк-групп остались и смогли подняться на более высокий уровень. В первую очередь это касается таких групп, как «Клэш» и «Стрэнглерз». Уже в 1977 году на пластинке «Rattus Norvegicus» группы «Стрэнглерз» использовались клавишные инструменты и были хотя и короткие, но выразительные соло на гитаре и клавишных, органично вписавшиеся в общую панковую направленность.

В 1977 году возникла группа «Джэм» и возродила начатое еще в середине шестидесятых движение модов. Тогда во главе движения была группа «Ху». Новые моды — «Джэм» — принесли в это направление и элементы панка. В музыке «Джэм» — мелодичной, искренней, можно найти ряд черт рока второй половины шестидесятых годов, но исполняется она уже в новой манере.

Таким образом, возникло новое музыкальное течение. Вместе с названными выше группами, такие группы как «Полис», «Dire Straits», «Бумтаун Рэтс», «Сквиз», «Talking Heads», «Devo», певец Элвис Костелло и еще многие другие представляли новое направление «Новая волна». Это довольно широкое понятие, ведь все эти группы имеют свое музыкальное лицо, не похожее на других, но у них есть целый ряд схожих черт.

В музыкальном отношении композиции новой волны сравнительно короткие, без длинных инструментальных вставок. Лаконизм и в аранжировке, и в исполнении — как правило, не используются синтезаторы и различные звуковые эффекты, или же используются весьма скромно. Мелодия всегда наложена на четкий роковый ритм.

Тексты песен стали гораздо более конкретными, они всегда повествуют о каких-то реальных событиях и отражают какое-то отношение, и всегда довольно-таки критическое к действительности. Очень часто тексты песен ироничны, полны сарказма или даже трагичны.

Третий момент, характерный для рока «новой волны» — это сильная его политизация. Никогда прежде рок-музыканты не стремились так активно участвовать в политической борьбе, как теперь. Большинство рок-музыкантов старшего поколения, хотя и отделяли себя /по крайней мере, внешне/ от буржуазного истеблишмента в непосредственной борьбе с ним не участвовали, считая, что можно ограничиться исполнением ряда нонконформистских и более или менее обличительных вещей. Теперь же возникли целые организационные движения при активном участии рок-групп, таких как «Рок против безработицы», «Рок против расизма», «Рок против атомной войны». Различные группы по разному участвуют в политической деятельности. Наиболее последовательной и неутомимой в этом отношении является группа «Клэш».

Группа не только участвует в политических движениях, но и своему творчеству стремиться придать известную политическую направленность. Музыка группы всегда разнообразна, но всегда демократична, без нарочитой усложненности, но, впрочем, ее нельзя назвать простой или примитивной, в ней многое взято от народной музыки. В текстах тоже много остроты и политических проблем. Примечательно, что один из дисков так и называется «Sandinista».

Другие группы не так активны, но и те из них, которые исполняют нейтральную или просто развлекательную музыку, как, например, «Мэднес», участвуют в антивоенных выступлениях и передают известную часть сборов в фонд антивоенных организаций.

Таковы основные черты, характеризующие развитие рока после 1977 года. Новая волна выдвинула и новые имена.

Но наряду с огромным количеством групп, возникших в 1977 году /как например, «Клэш», «Джэм», «Секс пистолз»/ можно отметить и ряд групп и музыкантов, которые начали свою музыкальную деятельность раньше. В Англии — это группы «Стрэнглерз» и «Ультравокс», возникшие в 1974 году. В США — Джерри Харрисон — впоследствии лучший гитарист американской группы «новой волны» «Talking Heads» и Робинсон из группы «Cars». Эти музыканты не вписывались в общую картину рока семидесятых годов, и потому были мало кому известны. Лишь после того, как в 1977 году новый рок вышел из подполья, и глубинные течения вынесли их на поверхность, они смогли в полной мере реализовать свой, в ряде случаев очень большой, творческий потенциал. Довольно скоро стало понятно, что, оставаясь в рамках только пайковых методов выражения, невозможно более продвигаться вперед. Множество панк-групп быстро исчезло, в том числе и «Секс пистолз» — группа, положившая начало всему направлению. Другие, более стойкие, пытались найти новые пути. В то время, пока угасал панк, возникло новое направление электронной музыки, которое иногда называют «холодной волной».

Отличительная особенность его — использование массы различных синтезаторов, ритм-компьютеров и тому подобных средств для предания музыке своеобразного электронного холодного звучания. Такая музыка как нельзя лучше передает образ общества, в котором она возникла — мира высокоразвитой индустрии и технологии, из которого исчезает все естественное, мира, который все буквально пытается втиснуть в рамки бездушной модели.

Ортодоксальные панки принципиально не использовали электронные клавишные. Лишь некоторые группы, как «Стрэнглерз» или «Devo» в США вводили их в свою музыку. В 1977-78 годах «Стрэнглерз» последовательно шли по усложнению своей музыки, с этой целью все больше привлекая клавишные. Однако тут клавишные все-таки играли подчиненную роль и еще не имели такого большого значения. В 1980 году Харри Ньюман, «Human League», «Ультравокс» и другие вывели синтезатор на главное место в рок-музыке. Безграничные технические возможности электроники стали притягательными для множества самых различных музыкантов.

Ряд групп /таких, как «Soft Cell», «Depeche Mode» и др./ играют просто ритмичную и, по возможности, приятную танцевальную музыку. Но, наряду с этим, другие ставят перед собой более сложные творческие задачи. В творчестве группы «Ультравокс» звучание электронных инструментов соединяется с несколько минорно звучащим роком, в котором можно уловить интонации позднего панка. Другая группа «Cure» использует электронику гораздо скромнее, нежели «Ультравокс», но общее тяготение к панку здесь проявляется еще в большей степени. Особенно его усиливает вокал, который у «Cure» играет по меньшей мере такую же роль, как и музыка.

Экспрессивная, временами доходящая до просто трагизма, яркая музыка двух этих групп, пожалуй, наиболее сильная во всем этом направлении /в этом смысле выделяется пластинка «Вена» /1980 год, группа «Ультравокс»/.
После панка не возникло течений, которые могли бы претендовать на то, что им удалось полностью захватить и перевернуть рок-музыку,как это удалось сделать панку. Но причины, породившие панк, породили и еще одно, совершенно противоположное ему, течение.

«Новые романтики» появились в 1981 году. Представителей этого направления объединяет отнюдь не их музыкальная схожесть. Напротив, к «новым романтикам» примыкает масса играющих самую различную музыку групп. «Адам и муравьи» — пожалуй, наиболее яркая из них — строит свою музыку на основе рока, с четкой ритмической основой и гитарными ритмами. Их музыку называют еще пиратским роком. В то же время у группы есть и мелодичные, хотя и относительно коротенькие вещи. Другие, как «Дюран Дюран» и «Спэндау Баллет» играют музыку, основанную на фанке. И, наконец, к «романтикам» примыкают более-менее электронные группы, такие как «Visage» и «Human League».

Итак, музыкально-новые романтики весьма неоднородны. Объединяет их и нечто более общее: поведение в жизни и отношение к действительности.

В отличие от панков, которые хотели разрушить ненавистную им действительность, романтики предпочитают бегство в выдуманный ими красивый иллюзорный мир. Общим для всех них является демонстратив-ный «выпендреж», поза. Это отражается в поведении на сцене и в жизни, экстравагантных костюмах и вообще непомерном преувеличении зрелищности. Естественно, что внутренней глубины в них нет. Ни один выдающийся рок-музыкант не примыкал к этому течению. Группы «романтиков», как правило, живут недолго, новые зарождаются чуть ли не каждый день. Это течение, будет, видимо, существовать долго и пользоваться успехом, но сомнительно, что оно даст еще что-нибудь ценное.

Для современного рока характерна следующая тенденция: весь музыкальный поток разделяется как бы на два рукава. Одна, и большая, часть музыкантов стремиться играть музыку относительно простую,и как можно более доходчивую. Они делают упор прежде всего на массовость.

Но в 80-е годы и здесь наблюдаются новые черты. Речь идет о широком проникновении в рок элементов музыки реггей, африканской музыки и др. В 70-е годы эти течения были мало известны в Европе. С приходом «новой волны» отдельные рок-музыканты, такие как Элвис Костелло, группы «Полис» и даже «Клэш» стали время от времени вводить в свое творчество элементы музыки реггей. Поначалу такие заимствования носили лишь внешний, поверхностный характер. Тот же «Полис» вначале исполнял приятные и простенькие поп-песни. Но это в итоге привело к знакомству широких масс с вест-индской музыкой, росту интереса к ней. Тогда на первый план вышли исполнители уже неадаптированной, чистой музыки. Помимо реггей, широко исполняется также музыка в стиле «ска». Очень ярко и интересно интерпретируется «ска» в музыке группы «Мэднесс», которая подчеркивает прежде всего веселую непосредственность и эмоциональную раскованность, свойственную этому направлению. Другие группы, и в их числе «UB 40» используют реггей в социальном контексте, исполняя политически острые песни /взять хотя бы песню о безработных «One In Ten»/.

В настоящее время неевропейская музыка довольно прочно слилась с роком «новой волны». Рок от этого стал разнообразнее, интереснее. Как пример такого удачного соединения можно привести позднее творчество группы «Полис» — два последних диска гораздо серьезнее и куда интереснее, чем ранние вещи.

Однако стремление к простоте и ясности приводит к несколько иным результатам, когда простота понимается только как искусственная упрощенность. Подобные тенденции также присутствуют в современной музыке. Это, например, возрождение стиля «рокабилли» — стилизация под рок-н-роллы конца 50-х годов. Это направление, которое представляют группы «Stray Cats», «Match Box», пользуется большим коммерческим успехом.

Свое крайнее выражение тенденции упрощения достигли в течении, которое зародилось в ФРГ и известно как «новая немецкая волна». Трудно что-либо сказать об этом течении, т.к. преобладают в нем группы, играющие механический, примитивный рок зачастую с правой окраской. Пожалуй, наиболее интересной и в то же время характерной группой является «Трио», примечательной еще и в том, что ей удалось пробиться и в английские хит-парады.

Но в «новой волне» наблюдается и противоположная тенденция, представленная тоже ярко, но далеко не так отчетливо и многочисленно. К одному направлению можно отнести ряд музыкантов, стремящихся не только раздвинуть границы рока, но и как он, духовно углубить, интеллектуализировать его. Надо сказать, что это течение не следует отождествлять с тем, чем был для рока в 70-е годы «прогрессив-рок»; в «новой волне» — это экспериментаторы, создающие оригинальные, но экспериментальные и подчас весьма сложные для восприятия вещи. Ориентируясь на непосредственность и дух самовыражения, который вообще присущ «новой волне», они в то же время стремятся усложнить и разгрузить свою музыку. Большое значение при этом придается различным синтезированным звучаниям и использованию всех достижений звукозаписывающей техники, которая в наше время обладает просто фантастическими возможностями. Интересно, что гитара, которая с момента зарождения всегда была главным инструментом для рока, играет при этом уже подчиненную роль, а иногда и не используется вообще. Как особо интересную, можно отметить музыку Руперта Хайна -представите ля нового уже поколения клавишников, который сам исполняет и записывает всю свою музыку, и творчество группы «Japan», в котором элементы национальной японской музыки сочетаются с необычным, оригинальным использованием электронных звучаний /диск «Tin Drum»/.

В заключении надо сказать о группе, которая, пожалуй, содержит в себе все лучшее, что дала року «новая волна». Это — нью-йоркская группа «Talking Heads». Она стала известна в 1977 году с появлением «новой волны», и с тех пор ее творчество становилось все интереснее, дойдя до уровня высокой художественной ценности. Этого удалось достичь благодаря непрерывным поискам новых методов выражения. Группа долго сотрудничала с известным экспериментатором Брайаном Эно, и этот союз оказался весьма плодотворным. Вначале «Talking Heads» играли обычный рок. Но и это уже благодаря необычной и крайне интересной манере исполнения, заслуживало большого внимания. Умелое использование различных электронных инструментов придавало музыке ирреальный, сказочный, чуть зловещий характер. В дальнейшем группа пошла еще дальше, используя для своих композиций ритмы африканской музыки. В результате удалось достичь по-разительного эффекта выражения. В сочетании с большим мастерством всех участников и странным, холодным звучанием это приводит к созданию красочной картины мира, реальной, но в то же время с высвеченными фантастическими связями, подчеркнутыми диссонансами. Музыка «Talking Heads», как, впрочем, и других лучших групп «новой волны» — это развитие рока в целом. И можно быть почти уверенным, что за одной «новой волной» появится другая, и не одна.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий