В начале 70-х годов традиционный рок-н-ролл, собиравший стадионы, давно перестал быть новым явлением в музыке. В это время стало формироваться такое относительно новое понятие как альтернативная музыка. Музыкальной альтернативой называли всё то, что противоречило популярным направлением музыки, одним из которых стал рок-н-ролл. Центром музыкальной альтернативы в конце 60-х годов стал жесткий и вызывающий прото-панк, представленный в творчестве команд «The Stooges» (представители гаражного рока), «MC5», а также представители глэм-рока «New York Dolls», команды «The Dictators», «Rocket From The Tombs», «Richard Hell & The Voidoids», «Johnny Thunders & The Heartbreakers».
В связи с формированием панка следует сказать несколько слов о музыке «новой волны». Эта музыка, которая начала появляться в первой половине 70-х годов. Для представителей «новой волны» обязательным атрибутом в музыке был эксперимент с синтезаторами и жесткий саунд гитар.
Панк-рок, как музыкальный стиль, сформировался в 70-е годы на двух континентах: в США и в Великобритании. В США центром панка стал Нью-Йорк. Речь идет о клубе «CBGB», где зарождался новый музыкальный стиль. Там появились представители прото-панка и «новой волны» Патти Смит (слушай их альбом «Horses») и «Television». А в 1975 году в клубе появилась группа, которая впоследствии стала культовой в панк-культуре. Это команда «Ramones», которая стала делать по-настоящему альтернативную музыку. Эта музыка была проста, даже примитивна, но при этом агрессивна до безобразия. Тексты также представляли небольшую художественную ценность, а, если быть откровенным, не представляли таковой вовсе. Сами музыканты шокировали публику своей неряшливостью и агрессивной манерой держаться на сцене. Команда стала основоположницей панк-рока.
Панк – это не только музыка. Панк – это особая молодежная субкультура. Панк- это вызов всему обществу, его законам, его системе моральных норм, его стандартам. Панк – это намеренный, ярко выраженный протест. Многие панки не до конца понимали идеологию этой субкультуры. Им нравилось раздражать окружающих грязной одеждой, нестандартными эпатирующими прическами и еще более шокирующей и агрессивной музыкой. Но это была новая форма культуры, частью которой была примитивная и агрессивная музыка.
В Великобритании панк начался благодаря господину Малькольму Макларену, который был менеджером группы «Sex Pistols». Именно этот человек придумал имидж команды. Музыканты группы вели себя на публике просто аморально. С них начался европейский панк.
Следует сказать, что панк возник не только как противоположность традиционному рок-н-роллу. Став альтернативой, панк дал огромный толчок для дальнейшего развития рок-н-ролла. Панк стал музыкой, исполнение которой было доступно всем. Из британских представителей панка следует назвать команду «Buzzcocks», которой удавалось соединять музыкальную агрессивность с мелодичностью вокала, и группу «The Clash», которые более тяготели не столько к панку, сколько к представителям «новой волны». Помимо британских команд «Damned», «Vibrators», пожалуй, самыми агрессивными представителями британского панка стали музыканты группы «Crass».
Панк сыграл большую роль в формировании мод-ревайвл движения, центральной группой которого была команда «Jam». Формировалось также множество разновидностей панка:
punk
анархо-панк (anarcho-punk)
арт-панк (art-punk)
гранж (grunge)
краст-панк (crust-punk)
мелодичный панк (melodic punk)
ой-панк/уличный панк (oi-punk/street-punk) («Sham 69» и «Skrewdriver»)
панк-н-ролл (punk`n`roll)
поп-панк (pop-punk)(«Sum-41» и другие)
пост-панк (post-punk)
ска-панк (ska-punk)(«Less Than Jake», «Ska-P» и другие)
скейт-панк (skate-punk)(«NoFX» и другие)
стрейт эдж (straight edge)
фолк-панк (folk-punk)
xардкор (hardcore)(«Rancid»)
хоррор-панк (horror-punk)
хэйт-кор (hate-core)
эмо (emo)(«My Chemical Romance», «From Autumn to Ashes», «The Used», «Finch», «Jimmy Eat World»)
Все эти разновидности представляли собой соединение панка с элементами других музыкальных стилей.
В это же время развитие панка продолжалось и на американском континенте. Появились команды «The Dead Boys», «Misfits» и даже черные панки «Bad Brains». Особенно следует сказать об арт-панке, который возник в пространстве «новой волны». Это смесь элементов панка, рока и глэм-рока, фанка и этнической музыки. Ярким представителем этого музыкального стиля является команда «Talking Heads», а также «Pere Ubu» и «Devo».
Существует также понятие пост-панка. Это музыкальный стиль, который отличается от панка тем, что композиции здесь основаны на жесткой ритм-секции и минорных, отчаянных, эмоциональных мелодиях. Дебютом стиля стал диск бывшего музыканта группы «Sex Pistols» Джона Лайдона, который назывался «Public Image Ltd.». Пост-панк прорезался в творчестве команд «The Fall», «Wire», «Buzzcocks» (их проект «Magazine»), «The Stranglers», «Swell Maps». В 70-е годы центральной группой пост-панка стала «Joy Division».
В 80-е годы на первый план выдвинулись ска-панк и хардкор. В Британии представителями панка в 80-х были «Exploited», «Anti-Nowhere League» и «G.B.H.» «Discharge», «The Toy Dolls». Панк оказал огромное влияние на формирование трэш-метала.
Отдельно следует сказать об экстремальном направлении панка, которое называется хардкор. Это скоростная агрессивная музыка. Композиции в среднем длятся не более одной минуты. Они до боли примитивны. Примером хардкора может служить творчество команды Black Flag. Первой ласточкой хардкора стал альбом «Group Sex», который был записан вокалистом команды «Black Flag» Circle Jerks. Среди пионеров хардкора следует назвать команды «Teen Idles», «Jerry’s Kids», «7 Seconds», «Minor Threat», «Descendents», «Dead Kennedys».
Хардкор не всегда оставался примитивным криком в микрофон, сопровождающимся безбашенными ритмами и разрывающим звуком. В хардкор композиции были попытки добавить немного фанка, блюза, фолка. Примером может служить творчество команд «Bad Religion» и «The Replacements».
В Англии аналогом хардкора было направление панка, которое называлось oi! Здесь все было предельно просто: брали простые кричалки футбольных болельщиков и накладывали на них примитивную музыку. Получалось нечто напоминающее экстремальные частушки. Примером может служить творчество команд «Sham 69» и «Skrewdriver». Постепенно музыка в этом стиле стала музыкой скинхедов.
В 80-х годах прослеживается тенденция соединения панка с музыкой ска. Иными словами, к агрессивной и быстрой панк-музыке были добавлены духовые инструменты. Благодаря ска панк стал более мелодичным. Пионерами ска-панка стали в 1984 году группа «Serious Drinking», а в 1987 году «Operation Ivy». В 90-е годы ска-панк стал популярен благодаря творчеству «Mighty Mighty Bosstones», «Voodoo Glow Skulls». Но все попытки исполнения панк-музыки в 80-е годы относят к феномену, которое принято называть постпанком. Пост-панк преобладал первоначально в Великобритании. Первой ласточкой постпанка стал первый альбом «Public Image Ltd.», который появился в 1978 году. Постпанк отличается от традиционного панка медлительностью, депрессивностью и меланхоличностью мелодий, тестами о смысле жизни, сильной линией баса и ударных, а также некоторой монотонностью. Ярким примером постпанка является творчество «Joy Division», «The Cure» и «Bauhaus», в котором зарождался готический рок.
Вторая волна постпанка в 80-е годы испытала огромное влияние индастриала. Например, группы «Depeche Mode», «Chrome», «Clock DVA», «D.A.F.». Это была смесь жесткого панка с электронной музыкой.
В России панк родился в Ленинграде в 1979 году. Его основоположником стал Андрей Панов – культовая фигура панк-культуры. Он был лидером панк-команды «Автоматические Удjвлетворители». В Сибири панк заиграла команда «Apolloned in the grim punk teos». Ее лидером был Константин Рябинов (Кузя УО). Затем панк прокатился по СССР: появились команды «Гражданская Оборона», «Ноль» и многие другие. В настоящее время ярким представителем ска-панка в России является команда «Ленинград» с ее бессменным лидером Сергеем Шнуровым.
Спонсоры статьи: