Для автономного электропитания чаще всего используют химические источники тока (ХИТ) — гальванические элементы (ячейки). Принцип их действия — энергия окислительно-восстановительной реакции преобразуется в электрическую.
Один элемент выдает напряжение до 4 В, поэтому для получения мощного источника несколько ячеек соединяют в батарею. После полного расхода запаса реагентов ХИТ разряжается, теряет работоспособность. Эту проблему решают аккумуляторные батареи (аккумуляторы, АКБ) — перезаряжаемые устройства многократного использования.
Что такое аккумулятор и для чего он нужен
АКБ отличаются от простых элементов питания обратимостью химического процесса. После разрядки их подключают к электрической сети. Ток, проходя через аккумулятор, восстанавливает заряд.
Этот тип ХИТ используют в быту и на производстве для накопления электроэнергии и обеспечения ею автомобилей, переносных инструментов, мобильных устройств, а также в источниках бесперебойного питания (ИБП) стационарных приборов.
Различные виды аккумуляторных батареек входят в автономные системы электроснабжения, в том числе работающие от альтернативных источников (солнечные, ветровые станции). То есть они нужны во всех случаях, когда требуется независимый от централизованного электроснабжения запас тока.
Основные виды аккумуляторных батарей и области их применения
От того, из какого материала сделаны электроды, а также от физического состояния и химического состава электролита зависят основные характеристики всех аккумуляторов.
Автомобильные АКБ имеют еще один параметр — полярность:
- Прямая. Плюсовая клемма находится слева, минусовая — справа. Такой аккумулятор чаще всего встречается на российских автомобилях.
- Обратная. Плюсовая клемма справа, минусовая — слева. Это вариант для большинства европейских машин. Заменить аккумуляторную батарею с прямой полярностью на АКБ с обратной нельзя.
Классификация ныне существующих аккумуляторов по химическому составу электролита:
- свинцово-кислотные;
- щелочные;
- литиевые (литийионные);
- никель-солевые.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Свинцово-кислотные АКБ применяют чаще всего в автомобилях и ИБП.
Они состоят из нескольких мелких ячеек (банок), расположенных в едином корпусе. Внутри каждой находятся свинцовые пластины и электролит. 1 ячейка дает напряжение 2,1 В. Для запуска двигателя нужен ток напряжением 12,6 В. Поэтому в батарее объединяют 6 банок аккумулятора.
Типы свинцово-кислотных аккумуляторов, применяемых в автомобилях и ИБП, по химическому составу электродов:
- сурьмянистые и малосурьмянистые;
- гибридные;
- кальциевые и серебряно-кальциевые.
Классификация свинцово-кислотных батарей для автомобилей и ИБП по состоянию электролита:
- с жидким электролитом — первое поколение, сейчас почти не используются;
- гелевые — второе поколение;
- AGM — третье поколение.
Сурьмянистые
Это свинцово-кислотные АКБ с содержанием сурьмы более 5%. При их эксплуатации необходимо периодически добавлять воду, поэтому их называют обслуживаемыми. Еще один их недостаток — большой саморазряд. В автомобилях сурьмянистые батареи сейчас не используют, их ставят только в качестве стационарных источников питания там, где нет высоких требований, но важна дешевизна.
Малосурьмянистые
Они отличаются от сурьмянистых пониженным содержанием сурьмы (до 3%). Обслуживание АКБ проще, саморазряд меньше. Достоинства малосурьмянистых батарей — низкая цена и устойчивость к глубокому разряду. Сфера применения аккумуляторов этого типа — российские легковые автомобили.
Кальциевые
Свинцово-кислотные аккумуляторы, в которые вместо сурьмы добавлен кальций, отличаются от малосурьмянистых по двум параметрам:
- расход воды меньше на 80%;
- саморазряд ниже на 30%.
Главный недостаток кальциевых батарей — при разрядке до уровня ниже 70% происходит необратимая потеря емкости.
Восстановить ее постоянным током невозможно. Эту проблему производители автомобильных аккумуляторов решили выпуском серебряно-кальциевых батарей. Они не боятся глубокого разряда, более устойчивы к коррозии. Недостатки АКБ с серебром: высокая цена, невозможность контроля уровня электролита.
Гибридные
Этот вид аккумуляторных батарей — попытка объединить достоинства кальциевых и малосурьмянистых. Результат — АКБ с пониженным расходом воды и повышенной устойчивостью к глубокому разряду и перепадам напряжения.
AGM и гелевые батареи
В аккумуляторах 1-го поколения электролитом является раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Недостатки жидкого электролита заключаются в том, что он вреден для здоровья людей, есть риск утечки и повреждения находящихся рядом предметов.
В АКБ 2-го поколения электролит находится в виде желе (геля). Раствор серной кислоты смешивают с загустителем — двуокисью кремния. Такие аккумуляторы называют гелевыми, или выполненными по технологии GEL. Они могут работать в любом положении, утечка исключена. Сферы применения, помимо автомобилей и ИБП, — авиация, военная техника.
Дополнительные достоинства гелевых батарей:
- низкий саморазряд;
- устойчивость к высоким температурам;
- полное восстановление из глубокого разряда.
Недостатком АКБ, изготовленных по технологии GEL, является необходимость в специальном зарядном устройстве.
Аккумуляторные батареи 3-го поколения содержат пористое стекловолокно, пропитанное электролитом, — Absorbent Glass Mat (AGM). Они обладают всеми достоинствами гелевых АКБ и устойчивостью к низким температурам. Гель на морозе теряет электропроводность, стекловолокно этого недостатка лишено.
Щелочные
Электролитом вместо кислоты в аккумуляторах этого типа является водный раствор гидроксида калия или натрия. Щелочные АКБ отличаются по химическому составу электродов.
Сферы использования щелочных аккумуляторных батарей указаны в таблице.
Тип | Применение |
Серебряно-цинковые, серебряно-кадмиевые | Военные и космические технологии, связь |
Никель-кадмиевые | Авиация, речной и морской транспорт, складская техника (электрокары и т. п.), шуруповерты и другие электроинструменты |
Никель-водородные | Космические технологии |
Никель-цинковые | Фототехника, другие портативные устройства с высоким энергопотреблением |
Железо-никелевые | Тяговые аккумуляторы для электротехники |
Никель-металлогидридные | Радиоуправляемые игрушки и устройства, аварийное освещение, электроинструменты Hitachi, Bosch, Makita и др. |
На легковые автомобили щелочные аккумуляторы не ставят, на грузовые — редко.
Преимущества щелочных АКБ по сравнению с кислотными:
- меньший вес;
- возможность хранения в разряженном состоянии;
- более высокая прочность;
- устойчивость к коротким замыканиям;
- нет выделения вредных веществ;
- устойчивость к воздействию низких температур.
Недостаток щелочных аккумуляторных батарей — сравнительно невысокий КПД.
Литий-ионные
Это самый распространенный тип АКБ для мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов и электронных книг, видео- и фотокамер, радиостанций, но используется и в автомобилях.
Электролит в них — соли лития в виде раствора или в твердом состоянии. Электроды могут быть изготовлены из графита, алюминия, меди.
Достоинства литиевых АКБ:
- высокая плотность энергии;
- нет необходимости обслуживания, готовность к эксплуатации в любой момент;
- низкий саморазряд;
- герметичность корпуса;
- малый вес;
- долгий срок службы, большое количество циклов разряда-заряда;
- возможность создания аккумуляторов разных форм;
- широкий диапазон рабочих температур — от -20 до +50°С.
Недостаток литийионных аккумуляторных батарей в том, что при глубоком разряде они могут терять емкость и выходить из строя. При длительном бездействии требуется периодическая зарядка.
Разновидности литиевых аккумуляторов: литий-марганцевые, литий-железно-фосфатные, литий-хлорные и др. Усовершенствованный вариант — литий-полимерные батареи.
Никель-солевые
Электроды в этих АКБ сделаны из никеля и натрия, электролит — керамический стакан-сепаратор и расплавленная поваренная соль.
Достоинства:
- полная герметичность;
- отсутствие вредных компонентов и выделения опасных газов;
- небольшой вес;
- долгий срок эксплуатации;
- пригодность для работы при экстремально низких и высоких температурах;
- возможность складского хранения до 20 лет без ухудшения характеристик.
Сферы применения: телекоммуникации, альтернативное энергоснабжение, железнодорожный транспорт, нефтяная и газовая промышленность, системы накопления энергии большой мощности и др.
Как определить наиболее предпочтительный тип аккумулятора
Устройства и техника, нуждающиеся в автономном электропитании, чаще всего продаются вместе с аккумуляторной батареей. Если она вышла из строя или утеряна, потребуется запасная АКБ, и покупать лучше аккумулятор того же производителя и типа, что и оригинальный. Если это невозможно, то подбирают батарею такой же формы с точно такими же или превосходящими характеристиками. Для верного выбора проще взять с собой в магазин старую АКБ или документы от устройства или машины, для которых нужен новый источник питания.
Если аккумуляторная батарея требуется для системы автономного электроснабжения, то выбор делают на основании условий, в которых будет работать АКБ: температура воздуха, вероятность глубокого разряда, необходимая емкость и т. д.
Спонсоры статьи: