Работа автомобиля и электрооборудования невозможна без надежных контактов. Это относится к цепям, работающим с большими токовыми нагрузками. Владельцы автомобилей замечали, что при высокой влажности воздуха или резких температурных перепадах часто греется плюсовая клемма аккумулятора.
Кротко о клеммах
Задача клемм — обеспечить прочное соединение проводов, входящих в бортовую сеть, с контактами аккумулятора. Промышленность выпускает следующие стандарты контактов, применяемых в аккумуляторах:
- А;
- В;
- F;
- G;
- Т;
- Е.
Тип А представляет собой стандарт европейского образца. Контакты, установленные на АКБ, имеют вид штырей в форме конуса. Верхняя часть с размером отрицательного вывода 17,9 мм, положительного — 19,5 мм. Такие батареи встречаются на всех автомобилях европейского производства.
Тип В относится к стандарту японскому (или азиатскому). Он отличается более тонкими клеммами: положительная имеет диаметр 12,7 мм, отрицательная — 11,1 мм.
Типы F и G относятся к американскому стандарту. Разновидность типа F предназначена для винтового крепления, G — болтового.
Встречаются батареи с контактами типа Т. Они сделаны под болт, но российского стандарта. Тип Е относится к европейским стандартам.
В нашей стране наиболее употребляемые изделия — типы А и В. Их выпускает большинство производителей аккумуляторов.
На клемму накидывается контакт в виде тяжелого хомута и затягивается болтом и гайкой. Это придает плотность соединению проводов, которое может осуществляться с помощью:
- съемной пластины;
- пайки или сварки;
- запрессовки в патрон из металла.
Последняя встречается в автомобилестроении часто.
Качественное соединение обладает минимальным электрическим сопротивлением. Для достижения этого параметра при изготовлении деталей используются материалы с высокой электрической проводимостью:
- свинец;
- медь и ее сплавы;
- бронза;
- сталь;
- латунь;
- сплавы алюминия.
Наиболее часто встречаются контакты из свинца. Они при перегреве плавятся и размыкают соединение. Аккумуляторные клеммы должны иметь:
- большую массу;
- механическую прочность;
- износоустойчивость;
- обеспечивать простоту установки и снятия проводов.
Тяжелые контакты хорошо держатся на клеммах и не позволяют потеряться контакту при движении автомобиля. Прочность дает возможность многократно выполнять операции ослабления и затягивания хомутов.
Почему греется плюсовой или минусовой контакт
В штатной работе двигателя постоянно задействован генератор, который обеспечивает зарядку аккумулятора током 10 А и больше. Низкое сопротивление материала не дает возможности контактам нагреться. Если встроенный источник электроэнергии перестает работать, все токи на себя принимает АКБ. Высокая нагрузка вызывает перегрев клемм.
Но чаще он происходит при запуске двигателя. В это время стартер должен провернуть вал двигателя. Пусковой ток растет и может достичь величины 350 А летом, 600 А — зимой. Токовыводы на аккумуляторе нагреваются до высоких температур.
Есть и другие причины нагрева:
- неправильный выбор диаметра проводников;
- увеличение температуры в другом месте;
- превышение допустимых токов.
При выборе токопроводящего материала меньшего сечения возможен перегрев. Нагревание появляется при окислении контактов. При износе подшипников стартер будет подклинивать, что тоже приводит к нагреву клемм АКБ. Подобное случается и при нарушениях в работе генератора.
Опасность разогрева клемм АКБ
Перегрев контактов опасен для АКБ. Повышение температуры в банках ведет к интенсивному испарению электролита и осыпанию пластин. Результат — потеря емкости батареи, выход аккумулятора из строя. Частые нагрев и остывание приводят к появлению трещин на стенках корпуса. Дефекты постепенно увеличиваются, через полученное отверстие происходит подтекание электролита. При сильном нагреве (до 300°С) начнут плавиться свинцовые клеммы.
Как бороться с нагревом клемм
Для устранения рассмотренных случаев владельцу автомобиля требуется следить за исправностью транспортного средства и электрооборудования. При замене деталей в бортовой электросистеме проверяются токовые нагрузки. Соединения делаются плотными. Провода туго приворачивают и проверяют плотность в наконечниках. При необходимости дополнительно обжимают и пропаивают жгуты кабелей.
Если с кузовом контакт плохой, это также вызывает перегрев клемм. Нужно проверить соединения и жгуты. Изношенные детали меняются. К износу приводят частые отключения от аккумулятора. При каждом соединении нужно зачищать поверхности токовыводов, удалять окислы шкуркой, затем обрабатывать клеммы защитной смазкой.
Для безопасности пользования автомобилем необходимо:
- чаще проверять и чистить контакты;
- удалять окислы.
Если через некоторое время проблема возникает вновь, проверяется на герметичность АКБ. Батарею с трещинами необходимо заменить.
Спонсоры статьи: