Россия будет продавать газ недружественным странам в обмен на рубли. По мнению экспертов, это решение поддержит российскую валюту и снизит риск замораживания валютных поступлений или неоплаты уже поставленного газа.
Что произошло?
Владимир Путин на заседании правительства 23 марта объявил, что платежи за поставки газа в страны, отнесенные к недружественным, будут осуществляться в российских рублях”. Он сказал: “Я принял решение в кратчайшие сроки осуществить ряд мер по переводу платежей – начнем с этого, с нашего газа – платежей за газ, который мы поставляем в так называемые недружественные страны, в российские рубли, то есть прекратить использование всех компромиссных валют в таких расчетах.
Президент также отметил, что в условиях действующих санкций и замораживания российских активов на зарубежных счетах, России нет смысла экспортировать товары в США и ЕС в обмен на доллары, евро и другую иностранную валюту.
Для чего он используется?
По мнению экспертов, перевод газовых платежей в рубли поддержит национальную валюту и снизит риск блокирования платежей за российский газ из-за новых санкций ЕС или других политических мер. Эксперт по финансовым услугам Андрей Бархота объясняет, что намерение перевести энергетические платежи с недружественными странами в рубли – это, по сути, контрсанкции.
Санкции, введенные против России, были призваны стимулировать отток капитала и посеять страх внутри страны, в результате чего валюта страны была значительно девальвирована. Перевод платежей за поставку экспортных товаров в рубли призван заставить другие страны покупать рубли, тем самым создавая на них спрос. Это поможет укрепить российскую валюту и частично компенсировать негативные последствия санкций.
Аналитики ВТБ Капитал считают, что помимо поддержки рубля, это решение снижает риск неплатежей за поставки газа. Для заключения сделок иностранную валюту придется конвертировать в рубли, поэтому вероятность замораживания валютной выручки или неоплаты поставок газа снижается. Георгий Ващенко, руководитель бизнеса по торговле на российском фондовом рынке в Liberty Financial, добавил, что одним из очевидных преимуществ является свобода от санкций. Если импортер переводит валюту в Россию, он больше не будет заложником возможных судебных исков или санкций здесь. Но Ващенко предупреждает, что давление санкций не исчезнет полностью.
Как это повлияет на рубль? Эксперты говорят
Курс российской валюты вырос до 97 рублей за доллар на ранних торгах 24 марта на фоне новостей о переводе газовых платежей в рубли, но положительный эффект может быть временным, считают эксперты. Антон Табах, доцент факультета экономики МГУ и Высшей школы экономики НИУ ВШЭ, главный экономист “Эксперта России”, говорит, что тот факт, что газ оплачивается в рублях, означает, что экспортеры газа предварительно продают 100% своей валютной выручки по контрактам с “недружественными странами”, в основном европейскими.
Это создаст приток валюты на российский рынок, что при прочих равных условиях будет способствовать большему или меньшему ослаблению рубля. В то же время эксперт добавил, что цена на импортные рубли по-прежнему будет зависеть от цены доллара или евро. Точную долю “недружественных” партнеров в валютных поступлениях оценить сложно, но в натуральном выражении на нее приходится более 80% всего экспорта в зарубежные страны.
Теперь, когда “недружественные страны” будут продавать свои валюты в обмен на эти товары, транзакционные издержки лягут на них. Игорь Галактионов, эксперт по фондовым рынкам BCS World Investments, считает, что в целом расстановка сил на валютном рынке вряд ли существенно изменится. Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка https://alfabankpro.com/bankomaty, сказала, что это решение не повлияло на силу рубля. Она изменила логистику валютных потоков, но не уменьшила и не увеличила их.
Проще говоря, если раньше валюту продавали на рынке экспортеры после получения выручки, то новое предложение означает, что валюту рубля будут продавать на рынке покупатели газа. Косвенно такое решение может иметь положительные последствия, так как уменьшит возможность прямого контроля экспортеров над валютным рынком. В течение многих лет Россия экспортировала товары за рубеж и импортировала все, что ей необходимо.
По данным Банка России, только в январе экспорт составил 45 млрд долларов, а импорт – вдвое меньше (24 млрд долларов). Руслан Искандяров, преподаватель кафедры финансов и цен Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, сказал, что доказано: для того, чтобы получить рубли для покупки того количества энергии, которое Россия привыкла экспортировать, ей придется значительно увеличить экспорт в Россию. Эксперт указал, что еще одним вариантом является покупка рублей на бирже.
Иностранным компаниям пришлось бы обращаться на Московскую биржу, чтобы купить необходимое количество рублей для обеспечения поставок энергоресурсов. В этом случае мы увидели бы огромный спрос на российскую валюту, и обменный курс укрепился бы. Оба этих варианта противоречат экономической реальности.
Во-первых, Запад наложил санкции на его экспорт. Чтобы получить рубли, им придется что-то экспортировать в Россию, а это значит, что санкции должны быть сняты (пусть даже частично), что невозможно. Во-вторых, возможность покупки валюты на бирже также невозможна.
Банк России ввел ограничения на движение валюты и операции нерезидентов, а крупные иностранные финансовые компании имеют ограничения на взаимодействие с российскими компаниями. Евгений Кошелев, начальник Управления рыночных исследований и стратегии Банка России, отметил, что тот факт, что процедура приобретения российских рублей иностранными покупателями пока не ясна, затрудняет оценку перспектив. Не стоит ожидать фундаментальных изменений в роли рубля на мировой арене, если продажи будут осуществляться исключительно на местном рынке.
Если продажа происходит частично на внешнем рынке – а он уже существует де-факто и отдельно от местного рынка из-за ограничений на движение капитала – то ценообразование рубля может стать еще более искаженным. Кошелев добавил, что в идеале интернационализация должна означать не только продажу товаров в национальной валюте, но и готовность продавцов принимать рубли за свои покупки, что пока не так очевидно.
Андрей Бархота отметил, что традиционным потребителям углеводородов из России, особенно в странах ЕС, придется рассматривать различные конверсии и решения, хотя политически они будут декларировать постепенный уход от зависимости от российского направления поставок. Если политическая ситуация не ухудшится, это может оказать поддержку рублю, курс которого стабилизируется в коридоре 90-110 рублей за доллар. Как всегда, индикаторы российского финансового рынка будут особенно остро реагировать на новости о специальных военных операциях.
Спонсоры статьи: