Качественная работа автомобиля во многом зависит от состояния аккумуляторной батареи. Чтобы продлить срок службы, необходимо правильно ее эксплуатировать. Владелец автомобиля должен иметь зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Этот прибор позволяет подзаряжать аккумулятор в периоды снижения емкости. В результате двигатель уверенно будет запускаться в любых климатических условиях.
Разновидности существующих зарядных устройств
Зарядные устройства в большом количестве представлены в магазинах автомобильной техники. Их обилие неподготовленному покупателю мешает сделать правильный выбор.
Зарядные устройства (ЗУ) для АКБ делятся на группы:
- приборы для зарядки;
- пуско-зарядные;
- пусковые устройства.
ЗУ для зарядки обеспечивают заряд аккумуляторов автомобиля в течение некоторого времени. Часть моделей оснащено специальной защитой, отключающей прибор от батареи при достижении полного заряда или при замыкании пластин.
Пуско-зарядное приспособление может кратковременно выдавать ток повышенной мощности для запуска двигателя.
Специальные пусковые приборы позволяют запустить двигатель машины при полностью севшей аккумуляторной батарее. Главная их часть — понижающий трансформатор и диодный выпрямитель. Трансформатор сетевое напряжение снижает до необходимых значений, применяемых автомобилем. Выпрямитель преобразует ток в постоянный. Присоединяется прибор к клеммам аккумулятора. После запуска двигателя устройство отключается.
Какое зарядное устройство выбрать
Чтобы выбрать лучшие ЗУ, не нужно слушать одних продавцов. Они порекомендуют приобретать модели зарядно-пусковые. Приборы этого типа хорошо работают, отличаются надежностью.
Но выбирать следует приборы зарекомендовавших себя производителей. В них используются качественные схемы, конденсаторы и платы.
Такие приборы не способны нанести вред АКБ.
В нашей стране пользуются спросом приборы фирм:
- Bosch;
- Стек;
- Auto Welle;
- Hyundai;
- Vitals;
- Forte;
- Орион.
Но ориентироваться только на фирму неправильно.
Напряжение аккумулятора 6, 12, 24 В
При выборе ЗУ необходимо определиться с напряжением и типом аккумуляторной батареи на автомобиле.
Сделать это можно, учитывая следующее:
- для мотоциклов, моторных лодок, квадроциклов применяются батарейки на 6 В;
- большинство легковых автомобилей оснащено батареями на 12 В;
- автобусы, тракторы и грузовые автомобили с большим весом используют АКБ на 24 В.
Для владельцев легкового автомобиля нужен зарядный прибор на 12 В. Часть приборов имеет переключатели 12-24 или 6-12 В. Работают устройства в любых из выбранных режимов.
Тип заряжаемой батареи
Аккумуляторы автомобильные делятся на типы:
- сурьмянистые;
- малосурьмянистые;
- кальциевые;
- гибридные;
- AGM;
- щелочные;
- свинцово-кислотные.
Сурьмянистые батареи применяются в старых машинах, которых почти не осталось. В составе пластин аккумулятора содержится сурьма в количестве 5%. Она увеличивает износостойкость батареи. Недостаток таких батарей — нужно постоянно контролировать уровень электролита в банках.
Малосурьмянистые пластины содержат меньшее количество сурьмы.
Кальциевые аккумуляторы имеют пластины с отрицательными и положительными электродами. На корпусе нанесено обозначение Са.
Гибридные выпускаются с маркировкой Са/Sb или Са+. Положительные пластины в своем составе содержат сурьму, отрицательные — кальций. Гибридные батареи обладают преимуществами сурьмянистых, кальциевых и малосурьмянистых аккумуляторов.
AGM, или гелиевый, аккумулятор работает на специальном электролите. Заряжается малыми токами.
Щелочные батареи используются редко. Вместо электролита в них заливается щелочь.
Востребованные АКБ — свинцово-кислотные. Они способны выдавать большой ток при работе и обладают высокой мощностью. Большинство автомобилей и тракторов работает с этим типом батарей.
Для каждого носителя электроэнергии нужны специальные зарядные устройства. Для сурьмянистых лучше выбирать трансформаторные. Кальциевые, свинцово-кислотные и гибридные батареи требуют импульсных ЗУ, оснащенных ручной или автоматической регулировкой выходного напряжения.
Для батарей AGM необходимы устройства с микропроцессором, которые способны выдавать установленное напряжение.
Подбираем емкость аккумулятора
Ёмкость батареи — важная характеристика. Она у зарядного устройства должна быть выше, чем у обслуживаемой батареи.
Какой должен быть ток заряда
Зарядка аккумуляторной батареи — дело простое. Нужно лишь знать, какой ток при этом процессе нужно применять. Величина тока зависит от емкости батареи и рабочего напряжения. При емкости батареи 60 А/ч ток не может превышать 6 А. При емкости 75 А/ч ток равен 7,5 А. На практике зарядный ток составляет 10% от полной емкости аккумулятора. Такой ток сохраняется 2-3 часа, затем постепенно снижается. Зарядка длится не менее 10 часов.
Батареи AGM заряжаются при напряжении 15 В и рабочем токе 1,5 А, если емкость равна 60 А/ч. При полном заряде значения тока и напряжения не меняются в течение 2 часов. Рекомендуется заряжать аккумулятор длительное время — до двух суток. В таком случае достигается большая надежность, т. к. батарея получает полный заряд. На клеммах появляется напряжение 14,4 В. Если на ЗУ имеется световой индикатор, он засветится светло-зеленым оттенком.
Используется и быстрый способ подзарядки. Заряд подается на клеммы током 20 А и длится 4-5 часов.
Но при частом использовании этого способа АКБ быстро выходит из строя. Оптимальным является ток, равный 10% емкости батареи. Допускается и меньшее значение тока. В продаже встречаются приборы-автоматы. За их работой не нужно следить, достаточно подсоединить провода и включить устройство в сеть. Такие приборы предназначены для начинающих автолюбителей.
Контроль за уровнем заряда
Контролировать заряд нужно для соблюдения режима зарядки. В начале процесса устанавливается максимальное напряжение, затем оно снижается. При постоянных параметрах полностью зарядить батарею практически невозможно.
Популярные модели зарядок
Ассортимент приборов для восстановления зарядки АКБ велик. Составим своеобразный рейтинг зарядных устройств. В него войдут отечественные и зарубежные модели.
На первое место поставим Bosch C3 — хорошее приспособление для легкового автомобиля. Им легко управлять. Годится для подзарядки батарей всех типов. Производители предусмотрели возможность прибора работать в 4 режимах и восстанавливать АКБ емкостью до 140 А/ч.
Встроенные системы безопасности предупреждают владельца о возможных ошибках в подключении проводов и уберегают помещение от возникновения пожара. Обладатели устройства Bosch отмечают безотказность и надежность аппарата.
На втором месте расположим Bosch C7. Это универсальное устройство с расширенным функционалом. Оно подходит для обслуживания любых типов аккумуляторов, включая AGM и Gel.
Возможно 6 режимов работы:
- зарядка батареи емкостью до 70 А/ч;
- режим повышения емкости аккумулятора в зимних условиях;
- восстановление работоспособности полностью разряженного аккумулятора с помощью импульсных токов;
- зарядка АКБ больших объемов для грузовиков;
- питание автомобиля электроэнергией при отсутствии батареи;
- повышение емкости аккумулятора при эксплуатации в условиях морозов.
Стоимость устройства чуть больше предыдущего.
Следующее место занимает отечественный Орион Вымпел-37. Он может работать в качестве предпускового оборудования, хорошо заряжает автомобильные и мотоциклетные устройства питания напряжением 12 В. Устройство способно восстанавливать и другие носители электроэнергии с напряжением до 16 В. Аппарат отличается компактностью, его корпус выполнен из пластика. На нем расположены дисплей, показывающий напряжение, ток и общий уровень заряда.
Владельцы прибора ценят его и отмечают удобство: нет необходимости устанавливать параметры вручную. Достаточно правильно присоединить провода и включить автоматический режим.
Орион Вымпел-32 — это недорогое компактное устройство. Параметры устанавливаются удобной ручкой. Шкала рассчитана на показ тока до 20 А. После окончания зарядки прибор автоматически отключается от сети. Эксплуатация возможна при температурах -10…+40°С. При необходимости включается вентилятор, встроенный в корпус. Он охлаждает элементы внутри прибора. Уровень шума низкий, есть возможность подключения электроинструментов.
FUBAG MICRO 160/12 — надежный аппарат компактных размеров, позволяющий заряжать батареи емкостью до 160 А/ч. Работа в 9 режимах полностью автоматизирована. Имеются признаки искусственного интеллекта. Прибор самостоятельно выбирает нужные параметры. Светодиодные индикаторы информируют владельца о работе прибора. Годится для работы со всеми типами аккумуляторов, применяемых на автотракторной технике и сельхозагрегатах. Отличается малым весом.
Кедр Авто 10 — изделие отечественных производителей. Отличается качеством сборки, относительно низкой стоимостью (2000 руб). Имеет режим десульфатации, возможна ускоренная зарядка АКБ. Главный недостаток — невозможность регулировки зарядных токов.
Орион PW-150 — дешевый аппарат, не имеющий переключателей, регуляторов или индикаторов тока. Есть индикатор включения в сеть и лампочка, указывающая на окончание процесса зарядки. Применяется для зарядки свинцово-кислотных батарей, имеющих емкость 45-70 А/ч.
Орион PW-265 выдает максимальный зарядный ток в 6 А. Этого достаточно для работы с автомобильными и мотоциклетными аккумуляторами. Прибор защищен от короткого замыкания и перегрева. Режима десульфатации нет.
При покупке ЗУ можно проконсультироваться у опытных водителей, у продавцов в магазине.
Спонсоры статьи: