В ситуации, когда автомобильный аккумулятор кипит при зарядке, необходимо проверить уровень заряда. Чаще всего подобная реакция в исправной батарее свидетельствует о завершении процесса и необходимости отключить адаптер. Согласно правилам эксплуатации, с момента закипания до отсоединения зарядного устройства (ЗУ) должно пройти 3 часа.
Как правильно заряжать аккумулятор
Степень заряда определяется плотностью электролита, для измерения которой используется ареометр. У заряженной АКБ этот параметр достигает максимально допустимого значения, которое снижается по мере разрядки накопителя. В качестве источника для зарядки применяется прибор, предусматривающий возможность преобразования силы тока.
Зарядка малым током
В данном случае устанавливают уровень напряжения, равный 0,1 от емкости аккумулятора. Процедура длится 24 часа до момента, пока не закипает АКБ.
Зарядка большим током
Профессиональный метод, который обеспечивает 100% зарядку батареи, но при этом требует систематического контроля за ходом процесса. Вначале выставляют значение 14,5 В, а после того как накопитель уже не заряжается, поднимают напряжение до 15 В. Последние 10% заряда добавляются за счет повышения нагрузки до 16,5 В. Этим способом злоупотреблять не рекомендуется, поскольку он сокращает продолжительность работы техники.
В каких случаях АКБ начнет кипеть
В штатной ситуации, когда концентрация электролита в аккумуляторе достигает максимального уровня, причиной закипания АКБ становится формирование пожароопасной смеси кислорода и водорода. Образование такого газа свидетельствует о ближайшем завершении восполнения заряда. Это нормально, важно только не заряжать батарею вблизи открытого огня и не курить рядом с установкой.
Однако если при зарядке реакция началась сразу же после подключения ЗУ, следует проверить техническое состояние накопителя заряда. Как выполняется эта процедура, показано на видео ниже. Начало химической реакции может быть обусловлено несколькими причинами:
- Низким уровнем электролита. Чтобы исправить ситуацию, опытные водители добавляют в устройство дистиллированную воду.
- Рассыпанием пластин внутри батареи в результате их сульфатации.
- Коротким замыканием в одной из банок.
В двух последних случаях восстановить АКБ не удастся, и потребуется ее замена. Перед этим проверяют напряжение, прозрачность и концентрацию электролита, а также объем заряжающегося устройства. Накопитель меняют, когда нагрузка при полной зарядке — ниже 12,8 В и нагрузочная вилка выдает резкий разряд.
Быстрое закипание может объясняться неправильным значением напряжения, которое водитель поставил в зарядном устройстве. Зарядка большим током сильно разряженного элемента питания быстро выведет его из строя, поэтому сила тока должна быть в 10-15 раз меньше номинального объема АКБ.
Почему закипает аккумулятор на машине
Многие начинающие водители не знают, что делать в ситуации, когда аккумулятор греется и закипает при движении. Прежде всего необходимо:
- отключить подачу электричества и дождаться остывания батареи;
- при необходимости восполнить количество жидкости в банках;
- замерить степень нагрузки на клеммах при включенном двигателе.
При величине, равной более 15 В, силовой элемент отсоединяют от аккумулятора и транспортируют машину до СТО.
Основная причина закипания кроется в коротком замыкании, в результате которого одна банка не кипит, а в тех, что остались исправными, наблюдается процесс перезаряда. Это может быть вызвано наличием заводского брака в самом накопителе либо сбоями в системе генератора.
Стандартная степень нагрузки от силового устройства не может быть более 14,5 В. Этот показатель контролируется с помощью реле-регулятора, неисправность которого приводит к перезаряду аккумулятора. В таком случае работу устройства диагностируют путем измерения нагрузки бортовой сети. В АКБ старого образца перезаряд провоцируется сульфатацией пластин, когда их поверхность приобретает характеристики сернокислого свинца.
Повредить диодный мост генератора и реле может быстрая зарядка. Если напряжение аккумулятора ниже 9 В, его заряжают в стационарных условиях путем подсоединения ЗУ на малых токах. Среди причин кипения можно также назвать большую нагрузку и недостаточную вентиляцию накопителя.
Способы определения кипящего аккумулятора
Об интенсивном электролизе внутри аккумулятора свидетельствуют следующие признаки:
- зеленоватая пленка на поверхности прибора;
- покрытые окислами клеммы;
- резкий запах электролита;
- появление ржавчины там, где капот примыкает к батарее.
Специфическое хлюпанье в кипящем устройстве можно прослушать с помощью медицинского стетоскопа.
Альтернативный вариант проверки связан с использованием воздушного шарика, который подсоединяют к газоотводной трубке АКБ: если наблюдается химический процесс, шар начнет надуваться.
Профилактика кипения электролита на работающем моторе
Чтобы предотвратить кипение электролита, следует воспользоваться рядом рекомендаций:
- Своевременно менять аккумулятор — срок его службы составляет 3-5 лет.
- Каждые 12 месяцев проводить диагностику систем электрооборудования.
- Летом чаще проверять уровень электролитического вещества. При его снижении необходимо добавлять дистиллированную жидкость, поскольку простую воду в аппарат доливать запрещено.
- Не допускать перегрева батареи в летнее время и разряда — зимой.
- Чтобы не осыпались пластины в период длительного бездействия, устройство постоянно подзаряжают.
Во время продолжительных поездок рекомендуется регулярно оглядывать подкапотное пространство. Кроме подтеков масла и ослабленных от вибраций хомутов, здесь можно обнаружить брызги электролита. При парковке необходимо прислушиваться к посторонним шумам из-под капота.
Спонсоры статьи: