Палех
Расположение: Палех – небольшой городок в Ивановской области, известный своей лаковой миниатюрой. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.
Опираясь на традиции новгородской и строгановской иконописи, палешане создали свой неповторимый стиль. В начале Х1Х века иконописный промысел Палеха достиг расцвета. Палехские иконы продавались в Санкт-Петербурге, Москве, по всей России, а также за границей. Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены роспись стен Грановитой палаты, осуществление реставрации фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.
После революции 1917 года палехским художникам пришлось искать новое применение своим способностям. В 1924 году, благодаря инициативе группы талантливых иконописцев, при поддержке А. М. Горького и известного искусствоведа, профессора А. В. Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Так родилась всемирно известная палехская лаковая миниатюра.
Внешний облик Палеха мало изменился с XIX века. На многих домах — мемориальные доски, удостоверяющие, что в них жил или работал тот или иной палехский живописец. Основной памятник архитектуры в Палехе — пятиглавая Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней, интерьер которой украшен иконами и фресками работы местных мастеров.
В Государственном музее палехского искусства хорошо представлена живопись Палеха, как иконопись (с XVII века, один зал), так и лаковая миниатюра с возникновения до наших дней (семь залов).
История Палеха: поселение возникло в XIII веке, после того, как наступавшие монголы разрушили Владимир, Суздаль и Ростов, и часть жителей бежала в леса. Первые письменные упоминания о Палехе относятся к 1628 году.
Вся история села связана с живописью: Палех — один из старейших русских иконописных промыслов. С XVIII века говорят о палехском стиле иконописи — особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. Палехские иконы писались на заказ для самых богатых покупателей. В XIX — начале XX вида традиционная иконопись не выдерживает конкуренции с появившейся светской живописью, выходом является постановка ее на поток.
В Палехе, несколько позже соседних центров — Холуя и Мстëры — появляются иконописные мастерские. Палешане также активно привлекаются к реставрационным работам. После революции 1917 года спрос на иконы падает, и палехские художники находят выход — в 1924 году была основана Артель древней живописи, которая переходит к лаковой живописи на папье-маше — шкатулках, ларцах и т.п.
С 1936 года открыто художественное училище. Яркая живопись на черном (реже — красном и синем) фоне является сейчас одним из самых узнаваемых русских народных промыслов. Из четырех современных центров лаковой миниатюры — Мстëра, Федоскино, Палех и соседний Холуй — Палех является наиболее крупным, в поселке действует по крайней мере пять художественных предприятий. Практически все население Палеха так или иначе связано с живописью. После 1990 года возрождается иконопись.
Достопримечательности Палеха
Крестовоздвиженский храм построен в 1774 году в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Он состоит из четырех приделов: главный — под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвертый — верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. В основании колокольни — четверик, на нем удлиненный восьмерик, который завершается шатром. На наружной восточной стене храма композиция «Воздвижение креста», выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя — Егор Дубов.
Государственный музей палехского искусства. В музее хорошо представлена живопись Палеха, как иконопись (с XVII века, один зал), так и лаковая миниатюра с возникновения до наших дней (семь залов). Кроме «основного» музея, в Палехе также имеются его филиалы, посвященные нескольким художникам и представляющие в основном документальные материалы, мемориальные экспозиции, а также восстановленные интерьеры.
Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году;
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов;
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге.
ГОСТИНИЦЫ ПАЛЕХА
Гостиница Ковчег адрес: Музейный переулок, 1. Телефон: (493-34) 2-20-93.
Гостиница адрес: Полевая улица, 1. Телефон: (493-34)2-24-01.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ПАЛЕХА
Автобусом. Из Москвы (Центральный Автовокзал у метро «Щелковская», 3 в день, из них один ночной (обратно два), в пути восемь с половиной часов. Из Иванова — почти каждый час, в пути два часа (прямые и проходящие в Южу, Пестяки и Пучеж). Кроме того, из Иванова в Шую (это половина расстояния в сторону Палеха) автобусы идут постоянно с интервалом 10 минут. Автостанция находится на выезде в сторону Шуи и Иванова — улица Баканова.
Из Москвы в Иваново в настоящий момент можно добраться большим количеством автобусов.
На автомобиле. из Москвы М7 через Владимир и Иваново, затем Р152 через Шую (от Москвы 360 км, от Иванова 60 км). Из Нижнего Новгорода можно доехать через Балахну и Пестяки, это будет несколько короче, чем по М7 через Владимир и Иваново.
Спонсоры статьи: