Производители элементов питания предлагают разные виды аккумуляторов для автомобилей. Все они имеют различные характеристики и цены. При выборе батареи учитывают не только совместимость с транспортным средством, но и возможность восстановления, срок службы, емкость и назначение изделия.
Что такое аккумулятор и для чего он нужен в автомобиле
Аккумулятор — система, в которой выработка энергии происходит благодаря постоянному течению электрохимических реакций. Источник тока состоит из нескольких элементов, поэтому его называют перезаряжаемой батареей. Объединение деталей дает возможность получения высокого стартового тока и напряжения. В автомобили устанавливаются баночные аккумуляторы, состоящие из 6 элементов.
Источники питания обеспечивают запуск двигателя и бесперебойную работу компонентов автомобиля. Выдаваемое батареей напряжение составляет 12,6 В.
Основные виды автомобильных аккумуляторных батарей — краткая характеристика, маркировка
В автомобили устанавливаются разные модификации свинцово-кислотных батарей. Они отличаются увеличенной энергоемкостью и способностью подавать ток высокой силы. Это позволяет поддерживать работу стартера, участвующего в процессе запуска мотора. Основные компоненты АКБ опасны для окружающей среды, однако полностью заменить их невозможно.
Сурьмянистые
Этот вид относится к устаревшим. Пластины такого аккумулятора содержат до 10% сурьмы и 90% свинца. Первая повышает прочность элементов батареи. Чистый свинец отличается мягкой структурой, не позволяющей использовать его в виде электрода.
Сурьма ускоряет процесс распада, протекающего в батарее при высоком напряжении. Электролит начинает кипеть, выделяется газ. Главный недостаток сурьмянистого аккумулятора — быстрое выкипание воды. Из-за снижения количества кислотного раствора пластины взаимодействуют с воздухом и разрушаются.
Сурьмянистые АКБ требуют регулярного обслуживания — добавления очищенной воды. Этот тип батарей редко используется для пуска двигателя. Его заменили более современные модификации кислотно-свинцовых устройств.
АКБ, содержащие большое количество сурьмы, устанавливают в источники бесперебойного питания, требующие простых в обслуживании батарей.
Малосурьмянистые АКБ
Уменьшение содержания сурьмы в пластинах позволяет снизить скорость выкипания воды. К малосурьмянистым относятся батареи, электроды которых содержат не более 5% вспомогательного компонента. Это исключает необходимость частого добавления воды, однако элементы питания также требуют обслуживания. К другим преимуществам относятся такие особенности:
- Медленная потеря заряда при нахождении вне автомобиля. Такие батареи можно хранить дольше, чем те, которые содержат большее количество сурьмы.
- Устойчивость к изменению параметров автомобильной сети. При возникновении скачков напряжения рабочие качества аккумулятора ухудшаются незначительно. Этим малосурьмянистые АКБ отличаются от более современных моделей — гелевых, свинцово-кальциевых или AGM.
Малосурьмянистые АКБ подходят для установки в отечественные машины. Бортовая сеть некоторых российских автомобилей не поддерживает стабильное напряжение. Кроме того, малосурьмянистые источники питания отличаются приемлемой ценой.
Щелочные
Электролитом здесь является не кислота, а щелочь. Существуют разные типы щелочных АКБ, однако только 2 вида устанавливают в автомобили. Они маркируются как NiCd и NiMh. Число плюсовых и минусовых электродов в таких аккумуляторах отличается. Катодов здесь больше, чем анодов. Электроды совмещены с корпусом. Щелочной раствор практически не расходуется при течении электрохимических реакций. Другими преимуществами являются такие характеристики:
- Нечувствительность к разряду. При хранении щелочные батареи практически не утрачивают рабочих качеств.
- Возможность использования в экстремальных условиях. Элементы питания хорошо переносят низкие температуры.
- Невысокий уровень саморазряда.
- Безопасность в использовании. При зарядке батареи не выделяются токсичные пары.
- Накопление большого количества заряда на единицу массы. Это позволяет АКБ отдавать ток в течение большого промежутка времени.
К отрицательным качествам щелочных АКБ можно отнести:
- Более низкое, чем у кислотных, напряжение. Для получения нужной величины соединяют большее число элементов. Это негативно сказывается на габаритах батареи.
- Более высокая, по сравнению с кислотными, цена.
Кальциевые
В состав свинцовых пластин входит кальций, препятствующий испарению кислотного раствора. На корпусе изделия можно найти маркировку Ca/Ca. Это значит, что кальций содержит в положительном и отрицательном электродах. Существуют модели с минимальным испарением воды, поэтому водителю не придется регулярно оценивать уровень электролита. Другими преимуществами кальциевой АКБ считаются такие характеристики:
- Медленная самопроизвольная потеря заряда. В отличие от сурьмянистых моделей, этот показатель меньше на 70%. При хранении батареи медленнее утрачивают эксплуатационные качества.
- Увеличение напряжения, при котором начинается электролиз. Это позволяет снизить чувствительность к перезаряду.
Кальциевые типы автомобильных аккумуляторов имеют и недостатки. К ним относятся:
- Неустойчивость к критическому разряду. После 2-4 полных потерь мощности АКБ утрачивает емкость. Она перестает накапливать и удерживать заряд, становясь непригодной к использованию.
- Чувствительность к перепадам напряжения. Перед применением кальциевого аккумулятора нужно проверить состояние компонентов автомобильной сети.
- Увеличенная, по сравнению с малосурьмянистыми АКБ, стоимость.
Аккумуляторы с кальциевыми электродами устанавливаются в иномарки с небольшим количеством электронных компонентов. Бортовая сеть такой машины поддерживает стабильное напряжение.
AGM и гелевые батареи
Аккумуляторы этих типов содержат вязкий электролит, не вытекающий при изменении положения корпуса. Отличие между АКБ AGM и GEL заключается в расположении наполнителя. В первом случае кислотным составом пропитывают стекловолокно, заполняющее пространство между электродами. При производстве гелевых АКБ наполнитель сгущают, добавляя производные кремния. К преимуществам АКБ с маркировками GEL или AGM относятся:
- Возможность установки в любом положении. Размещать батарею вверх дном все же не рекомендуется.
- Низкий уровень саморазряда.
- Подача высокого стартового тока. Эта способность не утрачивается по мере снижения заряда. После критического разряда батарея восстанавливает эксплуатационные характеристики.
К недостаткам можно отнести такие моменты:
- Требовательность к процессу зарядки. При восстановлении мощности подают ток меньшей силы. Рекомендуется использовать автоматические зарядные устройства.
- Чувствительность к перепадам напряжения в электрической сети автомобиля.
- Снижение проводимости электролита в морозную погоду.
Гибридные АКБ
На верхней крышке гибридного аккумулятора можно найти обозначение Ca/Sb или Ca+. Электроды в таких батареях выполняются из разных материалов. Катод изготавливается с использованием сурьмы, анод — кальция. Аккумуляторы смешанного типа стали попыткой объединения преимуществ кальциевых и сурьмянистых элементов питания.
Батареи имеют средние рабочие характеристики, в некоторых моментах они уступают кальциевым.
Литий-ионные АКБ
Аккумуляторы, отмечаемые маркировкой Li-ion, отличаются большой емкостью. Напряжение компонента батареи выше, чем у свинцово-кислотной. Литий-ионная АКБ саморазряжается медленно, поэтому подходит для длительного хранения. К недостаткам относят чувствительность к низким температурам. В холодную погоду сила пускового тока падает. При длительном использовании емкость батареи снижается. Мощность недостаточна для использования в виде стартовых аккумуляторов.
Спонсоры статьи: