...

Трип-хоп

Музыкальный стиль трип-хоп Стили и направления в музыке

Трип-хоп – это электронный аналог блюза. Этот стиль музыки отличается медленными мелодиями, которые исполняются в миноре, монотонным глубоким басом, ломанным ритмом. Это грустная электронная музыка, которую можно послушать, дабы в пасть в состояние глубочайшей депрессии. Но в то же время эта музыка способна удержать человека от самоубийства. Приблизительно так можно описать характер этой музыки. Это музыка неординарной творческой молодежи, интеллектуалов.

Возник стиль в Великобритании в 80-90-х годах прошлого столетия. За более чем 15 лет своего существования трип-хоп практически не изменился. Что интересно, в круг музыкантов, делающих музыку трип-хоп, также остался прежним.

Основоположниками стиля являются музыканты из Бристоля «Massive Attack». Коллектив возник в 1988 году, когда продюсер Нель Хупер покинул хип-хоп группу «The Wild Bunch». ЗДи, Машрум и Дэдди Джи организовали новый проект, который замышлялся в противовес американскому гангста-рэпу. Музыканты решили «побить» жесткий речитатив чернокожих рэпперов женским эмоциональным вокалом.

Творения команды, как правило, берут свое начало с зацикленного семпла в сочетании с ударной группой, басами и клавишными. А затем следует 5-6-часовая импровизация, которая записывается. После музыканты производят отбор самых удачных моментов импровизации. Все это сводится в один трек.

Вокалисткой команды была Шара Нельсон, с которой был записан первый альбом команды, который назывался “Blue Lines” (1991). Затем команда пригласила вокалисток Трэйси Хорн и Николетт, с которыми был записан альбом “Protection” (1994). В 1998 году команда записала альбом “Mezzanine” с вокалисткой Лиз Фрейзер. Особо следует отметить композиции из этого альбома “Angel”, “Tear Drop”, “Black Milk”. Отличительная черта творчества «Massive Attack» — грусть и психоделичность, фантастичность.

Но остановимся на постоянно приглашаемом участнике проекта «Massive Attack» Трикки, который в 1995 году записал сольный альбом “Maxinquaye”. Альбом сразу занял первые строчки британских хит-парадов. Да и стиль записанной музыки определили не сразу. Передрались, но назвали Трики «Его Величество Трип-хоп». Трики долго возмущался по поводу такого титула. Он-то всегда считал себя последователем хип-хопа, а тут внезапно стал популярным. После Трики работал с Bush, Wu-Tang Clan, Бьорк, занимался продюсерской деятельностью, снялся в «Пятом элементе». Но самым популярным его альбомом стал “Nearly God”, на котором Трики спел с Мартиной, Нене Черри, Дэймоном Элберном, Кейт Шоу, Бьорк. После этого были альбомы “Pre-Millenium Tension” (1996), “Angels with Dirty Faces” (1998), “Juxtapose” (1999) которые сложно отнести к трип-хопу. Это больше экспериментальный хип-хоп.

Наиболее яркими представителями бристольского трип-хопа оказались «Portishead», фишкой которых стала иллюзия старинной пластинки, которая потрескивала в сочетании с сэмплами из кинофильмов 50-60-х годов 20 века. Джеффу Бэрроу никогда не нравились достижения современной музыкальной индустрии. Поэтому музыканты его группы предпочитают играть на старых моделях музыкальных инструментов. Первый альбом командны назывался “Dummy”. Он был записан в 1994 году. После выхода альбома группа взлетела на вершину своей популярности. Альбом стал, по мнению музыкальной прессы, лучшим альбомом года. В 1997 году был записан второй альбом “Portishead”. В нем прибавилось клавишных и акустики. Альбом отличается большей агрессивностью композиций и большей эмоциональностью. Впечатление от произведения мрачноватое, но альбом существенно уступает своему предшественнику. Тем не менее, голос солистки Бет Гиббонс как всегда великолепен. Рекомендуется также послушать «живой» альбом “PNYC — Portishead. Live in New York City” (1998).

Одним из самых ярких представителей небристольского трип-хопа является лондонское трио Morcheeba. И хотя их последний альбом “Fragments of Freedom” лишь подтвердил окончательный переход группы в попсовую элиту, остается неизменным тот факт, что начинали-то они все-таки с трип-хопа.

Дебютная пластинка группы “Who Can you Trust?” (1996) была записана как раз по всем канонам этого стиля. Монотонный глухой бит, минимум живых инструментов, скретч и куча разных электронных звуков — сейчас уже трудно представить Morcheeba такими. Дополнял музыкальную картину неповторимый голос темнокожей вокалистки Скай Эдвардс. “Trigger Hippie”, “Tape Loop”, “Never an Easy Way” — каждая песня — просто шедевр. Однако английская пресса назвала столичное трио очередным коммерческим трип-хоп проектом, отказываясь воспринимать кого бы то ни было, кроме Portishead. А вот более продвинутые американцы сразу же оценили феноменальность Morcheeba — за океаном группа надолго задержалась во всевозможных чартах.

Признание “Who Can you Trust?” на родине пришло только после выхода второго альбома “Big Calm” (1998), который просто не мог не угодить изысканным вкусам искушенных британских меломанов. Пластинка получилась более живой и более легкой, с красивыми мелодиями и нежным и ласковым вокалом Скай Эдвардс. Безусловно, “Big Calm”, впитавший в себя почти десяток различных стилей (джаз, меланхоличный фолк, рэгги, кантри, соул, блюз, легкую психоделию и прочее) определенно свидетельствовал о музыкальном росте коллектива, равно как и о повороте группы в сторону поп-музыки. Суперальбом, с которого отдельным синглом можно было выпускать любую песню, не оценить было просто невозможно, и как результат – всебританское признание Morcheeba одной из лучших групп 90-х. Правда, после выхода “Big Calm”, все-таки отдававшего еле слышными отзвуками трип-хопа, оставалась надежда, что музыканты вернутся к истокам. Но, к сожалению, этого не произошло: “Fragments of Freedom” показал, что еще одной хорошей поп-группой стало больше.

И в завершение стоит сказать несколько слов об одном из очень немногих небританских трип-хоп музыкантов. Джей Джей Йохансон, шведский мультиинструменталист, играющий на фортепьяно, флейте, кларнете, саксофоне и гитаре, стал безумно популярным во Франции, хотя у себя на родине не добился признания.

Смешав трип-хоп с легким джазом, боссановой, эстрадой 40–50-х годов и жуткими электронными звуками, этот бледный и хрупкий на вид человек сумел придать своей несколько ироничной музыке по-настоящему английское звучание. Слушая сильный меланхоличный голос Йохансона, буквально тонешь в волнах беспричинной тоски. Все три альбома, “Whisky” (1996), “Tattoo” (1998), а также менее электронный, но более гитарный (все гитарные партии исполнил Робин Гатри из Cocteau Twins) “Poison” (1999), представляют собой сплошную меланхолию и слезы, одиночество и печаль в сочетании с маниакально-депрессивным психозом и выполнены на безупречно высоком уровне.

Сам Джей Джей признается, что пишет такие мрачные композиции не специально: “Очень странно, но все лучшие песни я написал, когда мне было грустно. А когда я счастлив — мои песни получаются дерьмовыми”. К сожалению, стоит признать, что у нас исполнителей этого красивого стиля нет. Хотя многие электронные музыканты называют свою музыку трип-хопом, например, Линда, ее с очень-очень большой натяжкой можно отнести к таковой. То ли наши “хорошие электронные музыканты” никогда не грустят, то ли таких просто нет.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий