«Искусство страшно тем, что каждый смертный себя считает знатоком искусства.
Не лезут ведь ни в химию невежды, ни в микробиологию, ни в кварки.
Мать космонавта, сдерживая слезы,- ну максимум, что может подсказать:
«Будь осторожней в космосе, сыночек».
Но в живописи и в литературе специалисты все, кому не лень» (Е.Евтушенко)
Если ты — истинный художник, ты отдаёшь себя творчеству целиком, без остатка. Ни малейших уступков, иначе ты не художник.
Джон Фаулз. Коллекционер
— Попробуй это моему отцу доказать.
Всеволод Смирнов
У любого творческого человека существует свой внутренний распорядок времени, который для него чаще создаёт вдохновение. Он может творить тогда, когда ему удобно. И эта странная особенность жизни, включающая его неожиданное видение различных событий и образов, впоследствии отображённое им в картинах, не всегда бывает понятой другими людьми, иногда даже родными.
Крик души художника:
«Знаете, что? Мне надоело прикидываться. Я ходил в художественное училище, написал диссертацию об искусстве, раз в месяц на протяжении 5 лет посещал все новые выставки, и даже что-то покупал там. Но сейчас я, наконец, готов признаться: я не въезжаю в современное искусство.
Можете считать меня деревенщиной, но я не понимаю, почему современное искусство должно быть странным и вызывать одновременно недоумение, гнев, приступы эпилепсии и потерю аппетита. И если передо мной монохромные квадратики и ромбы, у меня нет ни малейшего желания обсуждать их концептуальную составляющую, замысел автора и прочую муть».
Мы берём за образец картины, которые признаны ценителями во всём мире, и хотим, чтобы наши современные художники писали свои творения так же, как классики. Потому что их произведения понятны, узнаваемы и выдержаны в стиле академической традиции рисования.
В ХХI веке появилось другое искусство, которое находит у создателя своих почитателей. В мире всё поменялось. Появились новые технологии, больше возможностей в использовании множества инструментов, материалов и палитр. Картины становятся яркими, разнообразными, и всё чаще проявляется индивидуальный стиль художника. Мы наблюдаем, изучаем, что-то нам нравится, какие-то рисунки по-прежнему остаются непонятны.
«Что имеем – не храним, а теряя – плачем». Очень верно применительно к творчеству непризнанных в свое время мастеров кисти.
При жизни художника много ценителей-критиков, а после его смерти количество ценителей-приобретателей вырастает в разы, как и стоимость картин. Случайно ли такое символичное совпадение: 18 февраля 1895 года провалилась выставка-аукцион картин Поля Гогена, вырученных денег хватило только расплатиться за аренду, а 9 февраля 2012 г. на аукционе «Кристи» выставлялась его картина «Натюрморт а л’Эсперанс», написанная в память о Винсенте Ван Гоге с верхней границей оценки 15,4 млн. долларов?
Почему так случается, что слава приходит к художнику только после его ухода из жизни?
Поль Гоген
Большую часть жизни прожил в бедности, его работы почти не пользовались спросом у ценителей.
Коллекция из 47 картин, написанных им на Таити и выставленная на тот злополучный провальный аукцион, была признана шедевром после его смерти.
Гогену грозила тюрьма, от которой его спасла смерть от сердечного приступа в 1903 году. А в 1906 году прошла выставка более 200 его работ, с которой началась его Слава и Известность.
Печальный пример художника, положившего всю жизнь к ногам искусства.
Ван Гог
хрестоматийный пример того, как гений открывается после смерти, а особенную роль в посмертной славе играет образ, созданный предприимчивыми дилерами для того, чтобы продвигать и продавать картины.
Этот художник умер в 1890 году, продав лишь 14 картин, и всеобщее признание его художественных работ пришло только после 1900 года.
Винсент Ван Гог был застенчивым ребенком с низкой самооценкой, но позже обнаружил свою любовь к рисунку и живописи и начал развивать свою художественную карьеру. Позже он впал в депрессию и страдал от эпилепсии, что привело к смерти: художник скончался от потери крови, после попытки самоубийства. После своей смерти он оставил порядка 2000 работ, которые сегодня оцениваются в миллионы долларов.
Голландец Ян Вермеер
Был открыт заново лишь в XIX столетии (почти 200 лет спустя), а свои дни закончил в нищете. Все произведения создателя «Девушки с жемчужной сережкой» его жена была вынуждена продать, чтобы оплатить долги кредиторам, а спустя какое-то время имя художника забылось окончательно. Позже чтобы продать картины, владельцы нередко меняли подписи на полотнах Вермеера, что еще больше запутало атрибуцию его работ. Так, знаменитую «Девушку, читающую письмо у открытого окна» в 1724-м году саксонский курфюрст Август III купил в полной уверенности, что приобретает полотно Рембрандта.
При жизни Вермеер являлся уважаемым живописцем, писавшим в основном на заказ, а его мастерская в Делфте была одной из местных достопримечательностей, куда непременно захаживали приезжие ценители искусства. Положение художника и его семьи резко ухудшилось с началом войны между Голландией и Францией в 1672-м году. Вермеер, который всегда работал медленно и создавал по два-три полотна в год, мало заботясь об интересах рынка, потерял возможность продавать по достойной цене даже эти, немногочисленные, картины.
Амедео Модильяни
Искусство для него было единственным источником существования и, несмотря на равнодушие арт-дилеров, он был абсолютно уверен в своей гениальности. Сейчас его картины стоят миллионы и критики хором восторгаются «удивительными изящными плавными линиями» и «экспрессивными формами». Первая и единственная персональная выставка художника вызвала скандал, потому что на картинах были изображены… обнаженные натурщицы – будущие «ню»…Модильяни скончался на 35 году жизни от туберкулезного менингита на фоне злоупотребления алкоголем и наркотиками в полной нищете.
На аукционе «Сотбис» 2004 года самым дорогим стал: “Мальчик в голубом пиджаке” Модильяни. Полотно ушло за 11.2 миллиона долларов.
На всех этих портретах одна женщина — Жанна Эбютерн, жена и муза Модильяни. Она не смогла пережить его уход из жизни и разбилась насмерть, прыгнув с пятого этажа, хотя ждала второго ребенка.
Нико Пиросмани
Николай Пиросманишвили, художник-самоучка. Был типографщиком, пастухом, тормозным кондуктором, торговал молоком и рисовал вывески для питейных заведений и слыл человеком «не от мира сего». Свои картины Пиросмани писал … на клеенках, которыми покрывали столы в духанах. Белые и черные клеенки. До конца жизни жил в полной нищете, ночевал в подвалах. Место его могилы неизвестно, остались картины-вывески и легенды. Одну из них знаете и вы: «Жил-был художник один, домик имел и холсты…».
Декорации к спектаклю БДТ «Ханума» — присмотритесь, это его картины: «Только я глаза закрою — предо мною ты встаёшь! Только я глаза открою — над ресницами плывёшь!».
Константин Васильев – Константин Великоросс псевдоним художника, которому на роду было написано 34 года жизни и четыре сотни произведений. «Работы Васильева не несут в себе того наполнения, которое мы можем увидеть на картинах Васнецова, Врубеля или Репина, они не более чем интересные книжные иллюстрации». Вот так оценили завораживающую магию его картин – иллюстрации…
Васильев трагически погиб в 1976 году — был сбит вместе с другом на переезде проходящим поездом, расследование было прекращено. Персональные выставки, музей, официальные и не очень сайты его имени, клубы, фильмы…но уже без него. Я не буду рассказывать о картинах Васильева – это бессмысленно, их нужно видеть. Последняя его работа — «Человек с филином», под ногами старика сгорающий свиток «Константин Великоросс 1976…»
«Как жаль, что мы не умеем ценить живых… Гоген, Модельяни, да и многие другие художники, композиторы… почему они не были признаны при жизни, что заставляло людей отворачиваться от них и их творчества? »
«Не признавали при жизни, в основном, тех художников, которые писали по-новому, к чему публика была не готова. Дело в том, что понять и оценить что-то принципиально новое трудно, для этого действительно нужно время. А они его опередили…»
Цветы, пейзажи, натюрморты, здания…
И всё невероятной красоты. Кто бы мог подумать, что творцом этих картин является Адольф Гитлер – главный нацист всех времён и народов. На его руках кровь множества ни в чём неповинных людей, а ведь когда-то он мог стать вовсе не диктатором, а хорошим художником, и история всего мира (России в частности) была бы далеко не такой печальной…
Но всё произошло иначе – талант молодого художника Гитлера не признали, не приняли его в Венскую академию искусств, а затем предложили ему быть простым архитектором, хотя заранее знали, что такая карьера его мало интересует…
Стань он художником, его жизнь сложилась бы иначе. Да и наша тоже.
«Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом.»
Архип Куинджи.
Если Вы любите рисовать, если Ваше увлечение доставляет Вам в радость, не оставляйте его, продолжайте творить! Даже если пока остаётесь непонятыми…
«Моя профессия меня прокормит, и плюс — это такая бездна для саморазвития и улучшения своих навыков. Я даже старости не боюсь, я знаю, что бы ни случилось, я буду рисовать.
Развивайтесь в своем хобби, ведь если вы это бросите, то душа ваша будет плакать. Я просто вас очень понимаю — отними у меня мои графические программы, мне тоже будет очень плохо».
Спонсоры статьи: