...

К 75-летию Андрея Миронова

Андрей — подарок женщинам в Женский день 8 марта

7 марта 2016 года народному артисту РСФСР Андрею Александровичу Миронову исполнилось бы 75 лет. Андрей Миронов… Его любили все. Необыкновенное обаяние, искренность, тонкий юмор и внутреннее изящество, огромная энергетика артиста делали каждую его роль яркой и незабываемой.

Он родился на сцене
И он умер на сцене,
Там прошла его жизнь.
Его лучшая роль.
Почему он так близок
Моему поколению?
С грустной песней в глазах
Комедийный король.

Родился 7 марта 1941 года в Москве, в семье известных эстрадных артистов Марии Владимировны Мироновой (1911-1997) и Александра Семёновича Менакера (1913-1982). Родители решили записать дату рождения сына 8 марта, в честь женского праздника.

На тему этой даты родители даже исполнили репризу: «Андрей — подарок женщинам в Женский день 8 марта». Уже через несколько месяцев после рождения Андрея грянула война. Театр миниатюр, где играли родители, эвакуировали в Ташкент. Там маленький Андрюша серьезно заболел. Врачи подозревали у него тропическую дизентерию. Мария Миронова вспоминала: «Это были бессонные ночи, когда я слушала, дышит он или нет, и мне казалось, что уже не дышит. Он лежал на полу, на газетах, не мог уже даже плакать. У него не закрывались глазки. Я жила тем, что продавала с себя все».

При рождении он получил фамилию отца и носил ее до 1950 года, когда добрые люди посоветовали родителям сменить мальчику фамилию, чтобы «пятая графа» не осложняла ему жизнь. Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым.

По воспоминаниям самого артиста, в детстве и юности он большую часть времени проводил с родителями. Благодаря им ему посчастливилось общаться с талантливыми людьми: Михаилом Зощенко, Валентином Катаевым, Борисом Ефимовым, Верой Марецкой, Фаиной Раневской, Леонидом Утесовым.

Мария Владимировна Миронова: «Первый выход Андрея на сцену произошел во время нашего выступления в Летнем театре ЦДСА. Ему было 5 лет. В зрительном зале неожиданно возник смех. Я не могла понять, в чем дело, оглянулась назад и увидела своего сына. Увлекшись, он вышел из-за кулис и, стоя как всегда с заложенными за спину руками, хохотал.

Андрюшу очень любил Леонид Утесов. Он дарил ему разные пиликалки, дудочки, скрипочки. А Андрей их всегда ломал. Утесов страшно огорчался и говорил: «Боже мой, Андрей, но это невозможно, неужели ты не любишь музыку?» А Андрюша музыку очень любил, но ему было интересно посмотреть, что там внутри. Когда Леонид Утесов подарил ему хорошенькую четвертушечку-скрипочку для начинающих, он ее всю разобрал, чтобы узнать, почему она играет. Он смотрел все, что внутри. И вот это у него осталось на всю жизнь. Он так смотрит и свои роли, он смотрит, что внутри…»

Разгулялась весна,
Отыграла пластинка.
Песня снова уносит
К детства солнечным дням.
Ведь и мне отдавал
Свой талант по крупинкам
Лицедей и Артист
Что запомнился нам.

Вспоминая детские годы, Миронов часто произносил : «Мы с папой». С папой они заходили в гости к известным талантливым людям — писателям, композиторам, которые произвели на мальчика большое впечатление. Андрей Миронов, несмотря на уникальность семейного окружения, был все-таки типичным послевоенным мальчиком. И все, что так восхищало его сверстников, в равной степени восхищало и его. Черты поколения в нем были узнаваемы. И самозабвенные игры в войну, и «сногсшибательное» впечатление от трофейных фильмов вроде «Тарзана» или «Робин Гуда» — все это не прошло мимо него, хотя последние и не оставили в памяти большого следа. Если уж говорить о каком-то воздействии на сознание, то, скорее, это были фильмы с участием Ива Монтана и Жерара Филипа. Романтическая окрыленность, мальчишеская дерзновенность, человеческая открытость и веселость нрава всегда оставались глубоко симпатичны Андрею Миронову. С возрастом веселости поубавилось, но дух романтика в нем так и не был сломлен.

В школе Андрей проявлял лидерские качества. Но отличником не был: точные науки давались ему тяжело. А вот в театральных постановках он участвовал с удовольствием. Первой ролью Миронова стал Хлестаков из «Ревизора».

Окончив в 1962 училище, актер долго не мог выбрать театр для работы по душе. Все решил «его величество» случай: Андрей познакомился с режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком, который и позвал его к себе.

На сцене Театра сатиры Миронов сыграл множество ролей в таких спектаклях, как: «Домоклов меч», «Проделки Скапена», «Лев Гурыч Синичкин», «Женский монастырь».

Первой серьезной ролью в кино для актера стал образ Александра Зархи в киноповести «Мой младший брат». Далее он снялся в картине «Три плюс два» Генриха Оганисяна.

А в 1965 году последовала роль в фильме «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Успех картины превзошел все ожидания. А Миронов сыграл просто неподражаемо.

Затем одна за другой были исполнены роли в нескольких картинах: «Год как жизнь» Григория Рошаля, «Таинственная стена» Ирины Поволоцкой, «Урок литературы» Алексея Коренева.

Следующей яркой вспышкой на творческом пути Миронова стал фильм «Бриллиантовая рука». После него популярность Андрея достигла невероятной высоты. Зрители не просто любили актера, они его обожали.

Звездная болезнь артиста не затронула: он по-прежнему оставался интеллигентным и скромным. Работал много и усердно. Поэтому вскоре в свет вышли еще несколько замечательных картин: «Старики-разбойники», «Достояние республики», «Невероятные приключения итальянцев в России»

«Бриллиантовая рука» сделала Миронова кумиром публики. В 1970-ые годы его носили на руках, в буквальном смысле: например, от служебного входа театра Сатиры до ждавшего его автомобиля. Между тем восхождение Миронова к вершинам успеха продолжалось. 15 киноролей за год! В «Достоянии республики» он наконец сыграл самого себя — красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств… с припевом «Кто на новенького» и романтическая смерть героя в финале.

Потом были встречи с Эльдаром Рязановым в «Стариках-разбойниках» и «Невероятных приключениях итальянцев в России», где все рискованные трюки Миронов исполнял сам (!) без дублера. Итальянские актеры, наотрез отказывавшиеся выполнять самостоятельно какие бы то ни было трюки, приходили в шок, глядя, что выделывал «сумасшедший русский»! Миронов же на скорости 60 км в час (да еще по нашим-то дорогам!) вылезал из кабины пожарной машины, залезал на аварийную лестницу, на четвереньках пробирался к ее концу — а это 11 метров, сползал на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влезал в салон автомобиля. По свидетельствам опытных каскадеров, это — сложный трюк даже для бывалых профессионалов. Однако Андрей не боялся проделывать и не такое… Он спускался с шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку. Висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись за края разведенного моста, причем под актером в это время проплывал пароход…

Особая группа фильмов Миронова — советские мюзиклы, в которых он был царь и бог. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» стали классикой жанра именно благодаря участию в них Миронова. Благодаря телевидению стал самым популярным Остапом Бендером экрана. Одной песенки про бабочку и воробушка, которую Миронов спел в «Обыкновенном чуде», было бы достаточно для успеха всего фильма. «Министр-администратор» в его исполнении — смесь цинизма и шарма, любитель и любимец женщин — великолепен, хотя и несколько отступает от характера шварцевского персонажа.

Лучшая его роль в серьезном кино — Ханин в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Сцена в ванной, когда герой Миронова пытается и не может застрелиться, — из тех, по которым учат актерскому ремеслу в киношколах. Ошеломленный зритель увидел в роли писателя Ханина. Увидел и… не узнал. Это был новый Миронов. Вот там он и побывал на волоске от смерти: и когда от невыносимой душевной боли после смерти жены пытался покончить с собой, неумело засовывая в рот пистолет, и когда, одинокий и беспомощный, догонял убегающего бандита и падал в грязь с распоротым животом. До настоящей смерти Андрею оставалось три года.

После «Итальянцев в России» Рязанов приступил к «Иронии судьбы», не сомневаясь, что Ипполита сыграет Андрей. Но тот попросил роль Жени Лукашина, и отказать ему режиссер не мог.
— Андрюша, я дам тебе на пробу каверзную сцену. Убедишь меня в этом эпизоде — роль твоя.

И вот Миронов, пряча глаза, застенчиво произносит: «Я у женщин никогда не пользовался успехом… еще со школьной скамьи… Была у нас девочка, Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился… Потом она вышла за Павла». Поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. Роль Лукашина досталась Мягкову.

В биографии Миронова было пять значимых женщин — его мама, его первая жена Екатерина Градова, вторая жена Лариса Голубкина и дети Миронова, две Марии, одна от первого брака, а вторая приемная. Правда, по утверждению обеих Голубкиных — Миронов является не отчимом, а родным отцом Маши. История отношений Миронова и Голубкиной была длинной и сложной.

Ларису Голубкину знаменитый «человек с бульвара Капуцинов» встретил еще в далеком 1963 году на дне рождения Натальи Фатеевой. Сделал предложение практически в тот же вечер, но Лариса отказалась. В 1971 году он женился на Екатерине Градовой, сыгравшей радистку Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны». Увы, брак их распался через пару лет, и в 1975 году Миронов вновь сошелся с Ларисой Голубкиной, которую не переставал любить все эти двенадцать лет. К тому времени Лариса родила дочь Машу, однако замужем за ее отцом не была. Она прожила с Андреем долгую и счастливую жизнь, и после его смерти не вышла замуж повторно. А вот Екатерина Градова стала женой физика-ядерщика Игоря Тимофеева, а в начале 90-х взяла из детского дома мальчика Алешу.

В 1987 году Миронов вместе с театром отправился на гастроли в Латвию. Во время одной из сцен он вдруг перестал говорить и начал оседать на пол. Партнер по спектаклю, Александр Ширвиндт, увел Миронова за кулисы, где тот потерял сознание. Когда Андрея привезли в больницу, выяснилось, что у него произошло кровоизлияние в мозг. Два дня врачи боролись за жизнь актера, но 16 августа наступила смерть Андрея Миронова.

На похоронах Миронова почти не было его коллег из Театра сатиры, которым не дали прервать гастроли, но они, как и все, кто знал и любил Миронова, тяжело переживали эту утрату. Врачами у актера было диагностировано обширное кровоизлияние в мозг. 16 августа, несмотря на все усилия медиков по поддержанию дыхания и сердцебиения артиста, в 5:35 утра Андрей Миронов ушел из жизни. Похоронен Андрей Александрович 20 августа 1987 года в Москве, на Ваганьковском кладбище.

В день 75-летия Миронова, 8 марта, в московском театре «Геликон-опера» пройдет спектакль «Мальчишник для Андрея Миронова», где актёр Сергей Безруков исполнит несколько песен из репертуара великого артиста.

По его годовщинам,
Измеряем свой возраст,
Где-то доску открыли,
Там — идет фестиваль
Грусть моя, не молчи
Жизни — тяжелая проза.
Я смотрю его фильмы
И уходит печаль.

Он родился на сцене
И он умер на сцене,
Нам, оставив на память
Грустный взгляд, песни, смех.
Четверть века прошло
(Не одно поколенье)
А его Фигаро
Не стихает успех.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий