...

Восстановление кислотного аккумулятора

Для запуска двигателя автомобиля требуется электрический ток, который вырабатывается батареей. Емкость этого элемента при длительном использовании снижается. Батарея перестает держать заряд, поэтому у водителя возникает вопрос, как восстановить свинцово-кислотный аккумулятор. Простые действия помогают продлить срок работы АКБ на несколько недель.

Причины поломки кислотных аккумуляторов

Свинцово-кислотные аккумуляторы представляют собой устройства, где регулярно протекают процессы окисления и восстановления. При химических реакциях выделяется энергия, которая поступает на клеммы. Внутренние компоненты системы со временем устаревают. Начинают возникать изменения, приводящие к снижению способности набирать заряд.

Свинцово-кислотный аккумулятор.

Выходу АКБ из строя способствуют такие причины:

  1. Появление сульфатного налета. Толстый слой, образующийся на пластинах, препятствует проведению электричества. Батарея перестает набирать или отдавать заряд.
  2. Разрушение электродов или угольной матрицы. Образующиеся при этом частицы смешиваются с электролитом, из-за чего кислотный раствор утрачивает свойственные ему качества.
  3. Замыкание внутренних структур АКБ. Возникает при перезаряде, ударах или вибрации.
  4. Нарушение целостности корпуса. Изменяет скорость и характер течения электрохимических реакций.
  5. Использование при экстремально низких или высоких температурах.

Способы восстановления кислотных аккумуляторов

Существует несколько способов продления срока службы кислотных элементов питания.

Самой действенной считают десульфатацию электродов с подачей постоянного напряжения.

Восстановление выполняют так:

  1. Начинают зарядку, пуская напряжение 14,4 В. Рекомендованная мощность тока — 1,5 А. Кислотный состав закипит, однако процедуру прекращать нельзя.
  2. Разряжают батарею. Для этого к клеммам подсоединяют лампу для фонаря. Разрядка способствует получению электролита однородной консистенции.
  3. Возобновляют зарядку. Величину напряжения не меняют. По мере восстановления заряда она будет меняться. Нужно отслеживать такие моменты и восстанавливать напряжение.
  4. Отсоединяют зарядное устройство. Аккумулятор выдерживают 24 часа в спокойном состоянии. Замеряют напряжение на клеммах батареи. При комнатной температуре вольтметр выдает значение 13 В. Если на экране появляется меньшее число, цикл разряда-заряда повторяют.
  5. Вновь измеряют напряжение. Если оно не превышает 12,5 В, проверяют плотность кислотного состава. При снижении вольтажа до 10 восстановить элемент питания не получится.
  6. Разряжают АКБ. Действие повторяют после каждой зарядки, записывая время потери мощности. При подключении лампы батарея должна разряжаться за 3 часа. Не стоит снижать напряжение до 10 В.

Если кислотный раствор находится в гелеобразном состоянии, нельзя снимать пробки аккумулятора. Пластины вступят в реакцию с кислородом, из-за чего емкость источника питания уменьшится. Перед началом восстановления снимают пробку, сдвигают клапаны и добавляют воду. Жидкость должна покрывать металлические детали.

С неполной потерей емкости

Если аккумуляторный компонент разряжен частично, используют кратковременную подачу высокого напряжения. Для этого применяют импульсные зарядные устройства (ЗУ). При такой зарядке кислотный наполнитель закипает. В перерывах между импульсами состояние электролита стабилизируется.

Строение свинцово-кислотного аккумулятора.

Процесс увеличения емкости батареи протекает с выполнением таких действий:

  1. Добавление воды.
    Допустимый объем вливаемой жидкости можно найти в инструкции по эксплуатации аккумулятора.
  2. Подключение элемента питания к зарядному устройству.
    Электрическую цепь дополняют защитным реле. Последнее останавливает и запускает подачу тока каждые 15 минут. Потребуется 2 цикла пуска напряжения в 14,5 В.
  3. Увеличение напряжения до 14,6 В.
    Зарядку продолжают в течение 24 часов.
  4. Повышение вольтажа до 14,8.
    Процесс восстановления длится до снижения прироста емкости. Циклический характер зарядки помогает отслеживать мощность и перемешивать кислотный состав.
  5. Повторная доливка воды.
    Действие выполняют до тех пор, пока не прекратится впитывание жидкости. Последующие циклы зарядки помогают получить однородную структуру электролита. Больше увеличивать напряжение нельзя.

Кратковременным импульсом тока большой величины

При падении или перезаряде аккумуляторной батареи электроды замыкаются. Устройство перестает набирать и удерживать заряд.

В таком случае рекомендуют устранять замкнувшие пластины путем сжигания. АКБ подсоединяют к источнику тока высокой силы (более 100 А). Для выжигания поврежденных участков можно применять сварочный аппарат. Его включают на секунду. Этого времени достаточно для прогревания и испарения замкнувшей банки.

После глубокого разряда

Критически разряженный элемент питания заряжают стабильным напряжением. Мощность тока должна составлять 10% номинальной мощности АКБ. Рекомендованная величина напряжения — 15 В. Процесс зарядки длится 12 часов. Важно определить время начала повышения мощности батареи.

С этого момента сила тока начнет расти, напряжение — падать. После достижения максимальной мощности выдаваемого ЗУ электричества процесс зарядки прекращают. Дальнейшее восстановление емкости проводят, применяя метод, предназначенный для частично разряженных аккумуляторов.

Если батарея не начинает восстанавливать емкость через 16 часов, выходное напряжение ЗУ повышают до 20 В. Возможно применение больших величин, однако при этом нужно постоянно следить за состоянием электролита. Через несколько минут АКБ начнет принимать заряд. Напряжение на клеммах не должно повышаться до 15 и более вольт. Когда такое случается, немедленно снижают силу тока. Резкое прекращение процесса зарядки приведет к замыканию пластин.

Восстановление циклическим током

Для растворения застарелого сульфатного слоя используют способ многократной зарядки малым током. График подаваемого на клеммы электричества должен иметь области подъема и снижения. Положительные импульсы помогают получить доступ к электродам, отрицательные — способствуют разрушению сульфатов. Способ отличается практически 100% эффективностью. При правильной подаче импульсов электролит прогревается медленно.

Для восстановления батареи применяют зарядное устройство, имеющее такие параметры:

  • способ питания — подключение к электросети 220 В;
  • мощность заряжаемых элементов — 20-90 А-ч;
  • сила тока — 5 А;
  • мощность импульса — до 50 А;
  • длительность импульса — 10 мс.

Прибор с нужными характеристиками собирают, включая дополнительные элементы в схему автомобильного ЗУ. Работу устройства контролирует электронный компонент, внедренный в микросхему.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий