Эпоха Italodisco
Дальнейшее развитие электронной музыки, синтезаторов привели к созданию в начале-середине 80х гг, новых музыкальных направлений — Италодиско, а затем и Евродиско, которые на долгие годы захватили дискотеки всей Европы и пожалуй впервые за многие десятилетия резко вторглись на танцевальное пространство СССР. К тому же еще одной отличительной чертой этих стилей стало расхождение путей европейской и американской танцевальных культур, которое будет четко прослеживаться до второй половины 90-х гг 20 века и вершиной которого станет музыка красоты и гармонии Eurodance. Начнем рассказ об этих стилях последовательно с Италодиско.
К концу 70-х — началу 80-х SynthPop — синтезаторная музыка, появившаяся в Германии и популизированная в Великобритании начала занимать ведущие места в Европе, с другой стороны на Европу, особенно на ее юг продолжала оказывать значительное влияния американская диско-музыка. Произошедшее в начале 80х гг. столкновение заокеанской диско-волны и североевропейской синтезаторной музыки и породили Италодиско. Италия времен 70х-начала 80х гг, это фактически музыкальный центр Европы, на равных соперничающий с США звукозаписывющие компании расположенные в Милане, Риме и др. городах были известны по всему Миру. Итальянская , например, песни 78-79 гг LA BIONDA с хитом «One For You, One For Me», AIDA COOPER «Stand Back», ROBERT BRAVO «Love Me Like I Do»,MACHO «I’m A Man’», VIVIEN VEE «Give Me A Break» и многие другие были очень известны в то время. В 1980 г. HARRY THUMAN выпускает синтезаторный хит «Underwater», вслед за этим следуют CLAUDIO SIMONETTI и GIANCARLO MEO с песней «Capricorn» и DELANUA с «Flood». Эти песни закладывают основы того, что будет названо ItaloDisco, годом рождения которого можно назвать 1982, в котором появились нижеприведенные хиты.
Исполнитель | Песня | Лейбл |
GAZEBO DIANA EST ‘LECTRIC WORKERS ‘LECTRIC WORKERS DELANUA SYLVI FOSTER STEELY ‘CHUCK’ McDONALD GARY LOW BO’ BOSS | Masterpiece Tenax Robot Is Systematic The Garden How Many Fill Hookey Dream You Are A Danger Tequila | Baby/ Best Dischi Ricordi Disco Magic Disco Magic Disco Magic Disco Magic Eyes Il Disc Il Disc |
Само название Italo Disco вероятно появилось в 1983 году, когда Немецкий звукозаписывающий концерн ZYX выпускает убойный двойной альбом под названием The Best Of Italo Disco, быстро сделавшийся одним из лидеров по продажам и во многом их заслуга — популяризация Italo Disco в Западной Европе. Все ведущие хиты собраны более чем на 10 сборниках за период с 1983 по 1989 год. Вообще 1983 год можно назвать одним из лучших, если не лучшим годом для Italodisco, наравне с 1984 годом. Именно в эти годы появляются известнейшие лейблы: American Disco, Babalu, Crash, Cruisin’, D.I.D., Fly Music, Hiss, Hole, Italian, Many, Memory, Merak, Out, Pongo, Proto, Sensation, Squish, Tanga, Thick, Trash, X-Energy, American, Ariston Music, Atlantide, Blow Up, FDT, Gong, Good Vibes, Ibiza, Keepon Musik, RAM, Renaissance, Third Label. В 1983 году начинается италодискомания по всей Европе, люди отдохнувшие в Италии, привозят с собой мощнейшие диско-хиты такие как — «Dolce Vita» от Ryan Paris и «Vamos A La Playa» от Righeira, открывая рынок для продаж данной музыки за пределами Италии. 1984 уже полностью проходит под знаком господства Italodisco в Европе, стоит отметить «Hey Hey Guy» в исполнении Ken Laszlo — одного из лучших певцов в Italo стиле, продолжающего и сейчас работать на S.A.I.F.A.M. «Hey Hey Guy» — классика Italo Disco, если хочешь познакомиться с данным стилем, данную песню нужно услышать обязательно. Дуэт Scotch заслуживает внимания не только бум-хитом дискотек «Disco Band»(84), но и первым альбомом «Evolution»(85) с чистым, отличного качества звучанием синтезаторов. Новый сильный бит, мелодизм творений Savage (быть может самый известный исполнитель Italo для нынешней молодёжи), песен в исполнении Ken Laszlo, Miko Mission вырисовывают образ диско музыки Европы 80-х. Первые шаги уже сделаны и никто не ожидает такого успеха у аудитории. Именно ItaloDisco является тем материалом с которого начинает расти будущий Eurodance, именно эта музыка указала дорогу по которой будет развиваться танцевальная музыка Европы в последующие 10 лет…
Не заставляют себя ждать и хиты 1985 года: первые синглы Radiorama, Rudy&Co «Mama Radio», Miko Mission «Two For Love», Midnight Passion «I Need Your Love» … Говоря о 1985, необходимо напомнить о самом знаменитом композиторе и продюсере Italo Disco сцены. Mauro Farina благодаря невероятной производительности можно смело назвать самым успешным Italo-генератором. Вдохновлённый музыкальным направлением Hi-NRG от Bobby «O» и Patrick Cowley, он сыграл решающую роль в развитии Italo Disco. Его работы с ведущими Italo продюсерами Giuliano Crivellente и Giacomo Maiolini составляют основной вклад в Italo Disco. Звукозаписывающие лэйблы, на которых выходили их песни, наравне с компанией ZYX — два основных источника Italo музыки. Число появляющихся на сцене исполнителей не успевает за количеством создаваемых песен, вокал для которых приходится записывать самому продюсеру Mauro Farina, поэтому он не только автор песен для того или иного проекта, но и вокалист (Joy Yellow, Atrium, Riky Maltese …) От исполнителя требовались только хорошие внешние данные и умение держаться на публике (Den Harrow, Eddy Huntington — модели). Остальное — за продюсером. Подобная практика была распространена на Italo Disco сцене и к сожалению перекочевала в последующую танцевальную музыку Европы. Среди хитов этих великих лет следует отметить следующие..
Исполнитель | Песня | Лейбл | Год |
CHINA TOWN MAQUILLAGE G.A.N.G. PHILADELPHIA LOOPSIDE SAXOPHONE MARX & SPENCER MOONBASE FLASHBACK BAND NICKY & NICKY CLUBHOUSE CLUBHOUSE AIDA COOPER HIPNOSIS SKY CRACKERS COCKROACH MAGIC MEN THE COVER BAND THE CONTROL BAND STARGO CAMARO’S GANG SHIRLEY ROSS YVONNE KAY KEY OF DREAMS | Bette Davis Eyes Dance Hall Days Incantations T.S.O.P. Starman Souvenir Stay Waiting For A Train Flash Souvenir Do It Again Superstition/Good Times Standback Pulstar You Should Be Dancin’ Get Back Popcorn Big In Japan/Relax Susanna Life Is Life Ali Shuffle If You Leave Me Now I’ve Got The Music In Me Africa | Crash 005 Crash 015 Disco Magic 121 Disco Magic 132 FDT 001 FDT 009 Hole 20127 Il Disc 1007 Il Disc 1010 Lombardoni 003 Many 501 Many 503 Many 504 Memory 002 Memory 004 Out 3001 Out 3003 Sensation 8002 Sidet 101 Stargo 8502 Superradio 7005 Tanga 002 X-Energy 12005 Zanza 0113 | 1983 1984 1983 1983 1983 1984 1983 1983 1983 1985 1983 1983 1983 1983 1983 1983 1983 1984 1985 1985 1984 1983 1983 1983 |
1986 год примечателен первым альбом от Radiorama «Desires And Vampires», синглами от Eddy Huntington «USSR», Alan Barry «Come On», David Lyme «Bambina», … В этом году среди трёх замечательных сборников «The Best Of Italo Disco» выпуск №7 — лучший по мнению многих. Исполнители, представленные на нём, не сходят с плёнок дискотек Союза в последующие два года.
1987 год по праву принадлежит песне Den Harrow «Don’t Break My Heart» с его второго альбома «Day By Day». Лучшее творение от продюсеров Roberto Turatti и Miki Chieregato. Выходят альбомы Ken Laszlo «Ken Laszlo», Scotch «Pictures Of Old Days» со знаменитой «Money Runner». Последний год, богатый на Italo Disco релизы. Стоит отметить: Ken Laszlo «1-2-3-4-5-6-7-8», Riky Maltese «Rainy Day» … Sabrina с боевиком «Boys» — самая известная исполнительница Italo Disco благодаря раскрутке на отечественном ЦТ.
1988 год можно назвать последним Italo Disco годом несмотря на выходы альбомов отRadiorama «The Legend» и Joy Yellow «I’m Your Lover» и синглов Baby’s Gang&Denise «Disco Maniac», Brian Ice «Over Again», Radiorama «Abcd». Движение Italo Disco вырождается, превращаясь в Italo House. Релизы классиков Italo уже не так интересны.
1989 год — вдогонку выходят Miko Mission «One Step To Heaven», Alan Barry «Tell Me The Reason» … и альбомы Radiorama «Four Years After», Eddy Huntington «Bang Bang Baby» … Большая часть работ Italo- артистов, датируемых этим годом — пустые уклоны в Hi-NRG (Radiorama) или они настолько испорчены веяниями модного house, что мало похожи на прежние творения Italo Disco. Коммерциализация последней пары лет была одной из причин вырождения.
Набирает обороты techno, на смену disco приходит dance. Переориентация аудитории превращает Italo Disco в историю. Популярность Italo Disco в Азиатских странах (работы Mauro Farina на Asia Records) и eurobeat (более быстрое подобие Italo Disco) в Японии едва сохраняют рынок Italo музыки в конце 80-х. Релизы звёзд Italo Disco до прихода эры eurodance — в основном eurobeat или вещи от Radiorama Records, где после 1989 года Mauro Farina занимается исключительно продюсированием своих записей, закончив карьеру певца в группе Radiorama и в своих проектах. Захват рынка танцевальной музыки Eurodance не оставляет в стороне и Mauro Farina. «21st Century Records», а впоследствии группа компаний S.A.I.F.A.M. под руководством M. Farina занимаются сейчас продюсированием Italo-подобных проектов от коммерческого dance до house, ориентированных на Евразию и Южную Америку. Часть исполнителей Italo Disco после участия в массе малоинтересных eurobeat проектов начала 90-х продолжает и сейчас выпускать записи главным образом на S.A.I.F.A.M. Конвейер без останова выдаёт разнообразный материал, мало напоминающий былую славу Italo музыки.
Чуть позже Итало диско зародился Евродиско, который будет героем нашего дальнейшего повествования. В отличие от Италодиско, евродиско не является прямым предком Eurodance, а скорее он являлся одним из соперников, но без него невозможно составить более-менее цельную картину танцевальной арены Европы тех лет.
Изначальное eurodisco было сформировано продюсерами, пик популярности которых относится к эпохе классического диско 70-х (1975 — 1982). Звучание eurodisco начала 80-х уже не ново, но усиливающийся элемент синт-музыки выводит eurodisco на первые места музыкальных чартов Европы и Азии. Как Италодиско невозможно представить без творчества Mauro Farina, так и Евродиско нельзя представить без творчества известнейшего продюсера и исполнителя Dietera Bolena(Дитера Болена). В данном случае его взаимосвязь с Евродиско еще сильнее и прочнее. Именно песня «You’re My Heart, You’re My Soul» от Modern Talking на весь мир возвещает о новом течении европейской диско-музыки и о претензиях Германии занять первые места в танцевальной музыке. Почему Германии? Да потому, что Eurodisco это в первую и главную очередь немецкая музыка, и его вполне можно было бы назвать Deuichedisco. Хотя, можно было бы и назвать Дитердиско 😉
В честь вышеупомянутого одного из величайших продюсеров, композиторов и исполнителей 20 века Дитера Болена, которого можно назвать фактически создателем любимого нами звучания. Его проекты Modern Talking, C.C.Catch и др. создавали и определяли музыку которая начала править дискотеками Евразии с 85-86 года, вместе с начавшимся упадком Италодиско. В 85-86 появляются многие другие группы и исполнители, в основном из Германии, выпустившие прекрасные и незабываемые хиты, пусть и уступающие изысканности Modern Talking. Это и Bad Boys Blue, песня которых «YOU’RE A WOMAN» на мой взгляд остается одной из самый красивых и мелодичных песен и австриец Joyс хитом «Touch By Touch» и Silent Circle альбом которых «№1» можно назвать совершенным. Ну и незабываемая Sandra , популярность которой, начиная с выхода сингла «Maria Magdalena» (85) позволяет считать её вторым по значимости исполнителем немецкого eurodisco или, если угодно, имя продюсера Michael Cretu можно связать с отдельным ответвлением eurodisco.
Конечно мир eurodisco не ограничен самыми эффектными — Modern Talking и Sandra. Почти вся Западная Европа, захваченная волной Euro/Italodisco, радовала нас своими творениями. Пусть эти проекты и не ожидал успех немецких звёзд, они всё равно заслужили внимание любителей eurodisco. Dieter Bohlen и Luis Rodrigues (сопродюсер Modern Talking) были движущей силой не только самых известных групп. Их творения служили ориентиром, наравне с Italo Disco, для массы проектов, преимущественно Германских, пусть и не особо известных и нашумевших, но интересных. Это были песни от sleazy (Axel Breitung, кроме работ с Silent Circle примечателен как композитор для Michael Bedford, Joy Peters и других) до ритмичных, с ударным битом, творений настоящего немецкого качества. Несмотря на достаточно большое количество релизов 1988-91 годов, периодом торжества eurodisco следует считать 1984 — 88 годы. После на смену eurodisco приходят Hi-NRG и Eurobeat с одной стороны и House и Rap с другой.
Спонсоры статьи: