Группа Alphaville создана в Берлине. Первое совместное появление бессменных участников Alphaville Мэриана Голда и Бернхарда Ллойда на публике состоялось на Рождество 1981 года в рамках проекта Nelson Community. Второй концерт зарождающаяся группа дала только год спустя, в новогоднюю ночь.
Тогда с Голдом и Ллойдом играл также Фрэнк Мертенс, а в качестве названия для своего трио музыканты выбрали словосочетание «Forever Young» («Вечно молодой»). «На момент образования группы это была наша самая красивая, как казалось, песня. Мы так и назвались, однако потом задумались: ведь если нам суждено будет продержаться на сцене двадцать лет, название станет звучать несколько двусмысленно и создаст некоторую проблему. Поэтому мы поменяли его. И кажется, сделали правильно». Alphaville — так в конце концов стала называться группа, напоминая об одноименном политическом кинофильме режиссера Жан-Люка Годдара.
«Это странное кино — о советских агентах и стране, которой управляет компьютер. В то время для нас это была, конечно, шутка. Мы были молоды, не слишком хорошо разбирались в электронике, но нам нравился фильм». Тот новогодний концерт, которым коллектив встретил 1983 год, стал последним — десять следующих лет музыканты нигде не выступали, а просто работали в студии.
«В то время не было такого, чтобы все участники группы чувствовали себя готовыми ехать в тур. Я хотел этого — остальные нет. Бернхард Ллойд, мой многолетний партнер, с которым мы сейчас все-таки выступаем, вообще-то очень стеснительный малый. Он фантастический музыкант, но он больше студийный продюсер, чем шоумен».
В январе 1984 года Alphaville выпустили свой первый сингл — «Big In Japan». До сих пор эта вещь остается самой популярной из всех альфавилловских песен, правда, смысл ее для многих — тайна за семью печатями. «История происхождения этого номера проста. Япония — благодатный рынок для массы музыкантов. Например, любая пластинка любой хард-роковой группы может быть продана там гигантским тиражом. В Европе же она чаще всего никому не нужна… Вот о какой музыкальной проблеме мы думали, когда писали песню. Так что «Big In Japan» — это о том, как кто-то бывает крут в Японии».
Вокалиста Мариана Голда как-то спросили, как он реагировал на то, что все радиостанции мира одновременно и в большом количестве крутили «Big in Japan». Он ответил: «Радиоприемник в моем доме есть только на кухне, и я все время что-нибудь да слушаю, когда готовлю еду. Так вот, ‘Big in Japan’ всегда напоминал мне о том, чтобы я почистил картошку». В октябре 1984 года появился дебютный лонгплей Alphaville «Forever Young».
В декабре Фрэнк Мертенс покинул состав, и его заменил Рики Эколетте. Второй альбом «Afternoons In Utopia» последовал в июне 1986 года. Предварял его сингл «Dance With Me». Продюсировали пластинку Питер Уолш (ранее работал с Simple Minds) и Стив Томпсон (ранее работал с A-Ha и Дэвидом Боуи). Во время промо-акции, посвященной релизу, в Нью-Йорке была проведена пресс-конференция, на которой Голда спросили: «Свидетельствуют ли звезды на обложке буклета диска о ваших религиозных чувствах?» На что Голд с присущим ему юмором и быстротой ответил: «Не больше, чем звезды на американском флаге свидетельствуют о религиозных чувствах американцев».
В 1987 году Alphaville начали записывать новый диск «The Breathtaking Blue» совместно с величайшим композитором современности Клаусом Шульцем (экс-Tangerine Dream). Легенда гласит, что Шульц зашел в студию со своим другом-техником. Нужно было срочно делать звук, куда-то звонить, кого-то приглашать на запись, но Alphaville были ужасно заняты, записывая очередную песню. У них не получалось как следует смикшировать. «Тогда я сказал им, — говорит Шульц, — я могу помочь вам смикшировать. Не успеете глазом моргнуть. И Голд мне ответил: «Давай!». Шульцу так понравилось работать с Alphaville, а Alphaville так понравилось работать с Шульцем, что два часа студийной работы превратились в два с половиной года всепоглощающих музыкальных экспериментов.
Что же касается самого альбома, то «The Breathtaking Blue», зрелый, глубоко личный диск, продемонстрировавший владение группой диаметрально противоположными музыкальными стилями. В альбоме сочетаются поп, рок, блюз, джаз и даже классическая музыка. При этом все было скомбинировано «без шва» — в связной целостной форме. Альбом увидел свет лишь два года спустя — в 1989-м.
Вместо традиционной съемки видеоклипов на пару-тройку главных хитов программы Alphaville решили снять на всю музыку альбома короткометражные фильмы. Название пришло от австралийских аборигенов, которые веровали, что Бог придумал Землю и всех ее обитателей с помощью песен. Создавая стандартную компиляцию, состоящую из видео-клипов, Alphaville разделили «Songlines» на несколько коротких серий, каждая из которых была снята отдельным режиссером (всего их было девять). Одна из новелл фильма — мультик «Middle of the Riddle» даже получил «Оскара» (режиссёры Кристоф и Вольфганг Лауэнштайны).
Но на этом тема кино не исчерпывается. На одну из песен Alphaville в свое время снял видеоклип русский режиссер Александр Кайдановский. «Это фантастический парень. Помню, мы посмотрели некоторые его работы и предложили ему снять для нас клип. Большое удовольствие было с ним работать. Он, возможно, сделал лучшее наше видео. Очень сожалею, что Александр уже умер…».
После выхода «Songlines», Alphaville взяли короткий отпуск. Каждый член коллектива предался своим собственным сольным проектам. Пока Бернард Ллойд занимался продюсированием «First Harvest» (1982-92) — собранием самых громких хитов группы, в 1992 году Мэриан Голд выпустил свой первый сольный альбом — «So Long Celeste» (название альбома — своеобразное поклон любимому певцу Голда — Леонарду Коэну). Этот альбом подарил Голду несколько приятных мгновений: эксперименты с музыкой и работу с новыми музыкантами и продюсерами.
В результате получился сильный с музыкальной и текстовой точек зрения альбом, который помог группе, когда она готовилась к записи диска «Prostitute». В 1992 году, в процессе подготовки очередного альбома «Prostitute», Alphaville впервые столкнулись с трудностями, вызванными тем, что их музыка уже не очень-то вписывалась в существовавшую тогда моду. Работу пришлось приостановить почти на три года. Тем временем, откликнувшись на приглашение приехать в Бейрут, музыканты совершенно спонтанно решили, что пришел момент наконец-то выйти на сцену — первый раз под именем Alphaville.
В 1995 Alphaville наконец-то почувствовали себя готовыми к туру. Первые концерты они провели в своей родной Германии. Там они играли для толпы своих поклонников, чья любовь к Alphaville оставалась по-прежнему сильной, хотя отсутствие концертов немецкого коллектива серьезно огорчало публику. Затем группа перебралась в другие страны Европы, где была хэдлайнером всевозможных сборных концертов и фестивалей. В большинстве случаев люди приходили на концерт немцев, чтобы поностальгировать об ушедших 80-х. И Alphaville удовлетворяли их желание, исполняя несколько старых хитов.
Но ребята приятно удивили свою публику, доказав ей, что они далеко не обломки шоу-бизнеса 80-х годов, но и активные участники современной музыки. После гастролей группа вновь окунулась в работу над своими музыкальными проектами. В 1996 году Мариан Голд записал второй сольный альбом «United» (продюсер Руперт Хайн). «Prostitute» совсем незаметно вышел в начале 1995 года, и группа тут же, в поездке по югу Франции, начала писать материал для следующей пластинки — «Salvation». Прямо перед ее записью из Alphaville ушел Рики Эколетте. Голд и Ллойд воспользовались услугами продюсера Энди Ричардса (ранее работавшего с Art Of Noise и OMD), а происходила запись в Лондоне. Получившийся в результате крепкий альбом позволил говорить о проведении в конце 1997 года …первого за всю историю гастрольного тура Alphaville по Европе (!!!).
В конце 1998 года Alphaville выпустили объемный труд под названием «Dreamscapes» — антологию не издававшихся ранее песен, состоящую из 8 CD. 23 июня 2000 года группа дала концерт в Москве, а в июле того же года у Alphaville вышел первый «живой» альбом «Stark Naked and Absolutely Live».
В 2001 году Бернард Ллойд выпускает диск ‘Atlantic Popes’ — своего сольного виртуального проекта, представленного на специально созданном веб-сайте (atlanticpopes.de). Мариан Голд — помимо работы над новым альбомом Alphaville — вместе с Клаусом Шульце и Эффьотом Крюгером, а также другими титанами электронной музыки начинает работу над проектом Sputnik Roadhouse — для участия в фильме «Klassentreffen» («Встреча выпускников»), представленному каналом SAT1. После съемок фильма проект продолжает существование на сайте sputnikroadhouse.de (в замороженном состоянии).
Готовится к выходу первый DVD группы: поклонники группы из Штатов готовят материалы с концертов 1999 года в Солт Лейк Сити для издания в этом формате. В октябре успешно завершается проект Dreamscapes#9, и в то же время выходит диск с ремиксами популярных песен Alphaville «Forever Pop». В проекте принимали участие такие музыканты как De Phazz, Марк Плати, F.A.F., Хосе Альварес Брилл, Eiffel65 и другие.
Продолжение следует…
Спонсоры статьи: