AGM-аккумулятор — многократно перезаряжаемый химический свинцово-кислотный источник независимого электропитания III поколения, предназначенный для автомобилей (в том числе для автозвука), источников бесперебойного питания и резервного энергоснабжения, медицинского оборудования, систем контроля и тревожного оповещения. Батареи этого типа относятся к необслуживаемым, т. к не требуют подливания жидкости или другого участия человека при эксплуатации.
Когда и почему появилась технология AGM
У свинцово-кислотных АКБ I поколения один общий недостаток. Электролит (раствор серной кислоты) находится в них в жидком виде. При эксплуатации таких аккумуляторов может происходить утечка раствора, способного вызвать травмы, повреждения, находящихся рядом предметов. Возможно отравление парами серной кислоты при зарядке.
Производители источников независимого электропитания с 1910 г. стали выпускать батареи с электролитом, сгущенным до состояния геля с помощью двуокиси кремния. В начале 70-х гг. XX в. была разработана новая технология — Absorbent Glass Mat (AGM).
Особенности конструкции
Absorbent Glass Mat (англ.) — пропитанное пористое стекловолокно. Обычный жидкостный аккумулятор состоит из 6 отсеков-банок. В каждой из них находятся свинцовые пластины — положительные и отрицательные электроды. Между ними распределен раствор серной кислоты. В AGM-батарее между пластинами проложены стекловолоконные сепараторы, пропитанные электролитом. Корпус АКБ этого типа герметизирован, имеет предохранительные клапаны для выпуска газа, выделяющегося при внутренней химической реакции.
Есть 2 варианта конфигурации отсеков AGM-аккумулятора:
- Плоская. Электроды и сепараторы нарезаны на пластины и распределены, как и в простой кислотной батарее, в 6 банках. АКБ этой конфигурации на рынке преобладают.
- Спиральная. Электроды и стекловолокно свернуты в рулоны. За счет этой особенности площадь поверхностного контакта больше. Это дает увеличение тока при пуске и ускоряет зарядку. Минус — снижается удельная емкость. Каждый рулон из электродов и стекловолоконных сепараторов помещен в отдельный цилиндрический отсек. Их, как и в плоских аккумуляторах, 6.
Отличие AGM от GEL аккумуляторов
AGM-аккумуляторы иногда ошибочно называют гелевыми. Но эти приборы устроены неодинаково. От GEL-батарей АКБ, изготовленная по технологии Absorbent Glass Mat, отличается по следующим параметрам:
- на 10 А выше максимально допустимый ток заряда;
- меньше количество циклов заряда-разряда;
- хуже устойчивость к глубокому разряду.
Специалисты советуют предпочесть AGM-аккумулятор гелевому почти во всех случаях. Исключение — системы резервного электропитания от солнечных батарей. В них чаще случается глубокий разряд.
Обзор AGM-батерей разных производителей
АКБ по технологии AGM выпускают многие производители техники и источников независимого электропитания: BOSCH, VARTA, OPTIMA, DELTA, EXIDE и др.
BOSCH
В ассортименте этого бренда техники есть линейка аккумуляторных батарей для легковых автомобилей S5 AGM. В нее входят приборы с емкостью 60, 70, 80, 95, 105 Ah. Ток запуска от 680 до 950 А (чем больше емкость, тем выше величина тока). Все модели имеют обычные клеммы и обратную полярность. По технологии AGM производится и линейка премиальных мотоциклетных аккумуляторов. Их емкость от 3 до 19Ah, ток запуска от 30 до 260 А.
VARTA
Эта компания производит несколько линеек аккумуляторов АГМ:
- Silver Dynamic AGM. В эту серию входят 5 моделей батарей с емкостью от 60 до 105 Ah (аналогично BOSCH) для легковых автомобилей.
- ProMotive AGM. АКБ этой линейки предназначены для грузовиков, фургонов, автобусов городских и дальнего следования, коммунальной и пожарной техники.
- Powersports AGM, Powersports AGM Active, Powersports AGM High Performance — 3 серии батарей для мотоциклов с повышенными требованиями к энергопотреблению.
- Professional Deep Cycle AGM и Professional Dual Purpose AGM — линейки аккумуляторов для морских судов, трейлеров, гольф-мобилей, другой техники для активного отдыха.
Общая особенность АКБ от VARTA — запатентованная технология решетки, гарантирующая устойчивость к окислению, быструю перезарядку и надежную пусковую мощность.
OPTIMA
Эта компания выпускает батареи AGM спиральной конфигурации по запатентованной технологии ОPTIMASPIRALCELL. Изготовление закрученных свинцовых пластин — процесс более сложный и дорогостоящий, чем производство простых плоских АКБ. В ассортименте 3 линейки:
- YELLOWTOP — подходит для автодома, внедорожника, уборочной техники и др.
- REDTOP — для грузовиков, сельскохозяйственной и строительной техники, трамваев, генераторов, аварийно-спасательной техники.
- BLUETOP — для морских судов и внедорожников.
Плюсы и минусы технологии
III поколение аккумуляторов превосходит по всем характеристикам простые свинцово-кислотные батареи с жидким электролитом, но и имеет свои минусы.
Преимущества
Плюсы АГМ-аккумуляторов:
- в несколько раз дольше срок службы;
- в несколько раз выше устойчивость к циклам заряда-разряда;
- лучше переносят высокую нагрузку;
- низкое внутреннее сопротивление;
- работают не только в стандартном положении, но и на боку;
- пригодны для использования при температурах от -40 до +60°С (уточнять для каждой модели);
- быстрее заряжаются;
- устойчивы к сильной вибрации;
- выдают более высокий ток за короткий промежуток времени;
- зарядка требует меньше энергии;
- низкий саморазряд, могут храниться без подзарядки до года.
Недостатки
Минусы батарей АГМ:
- более сложная технология производства;
- больше вес и размеры, чем у простых аккумуляторов той же емкости;
- выше цена;
- заменить можно только на аккумулятор AGM;
- нуждаются в специальном зарядном устройстве.
У всех свинцово-кислотных АКБ остается общий главный недостаток — вред для здоровья людей и окружающей среды из-за наличия в составе свинца и серной кислоты.
Требования к процессу зарядки и к зарядным устройствам
Правила зарядки аккумуляторных батарей, произведенных по технологии Absorbent Glass Mat, которые необходимо соблюдать для продления срока их службы:
- Немедленно полностью заряжать АКБ после разрядки.
- Зарядку проводить только в хорошо проветриваемом помещении.
- Использовать только автоматически регулируемые зарядные устройства, работающие с постоянным током, предназначенные для свинцово-кислотных батарей с клапанным регулированием (VRLA).
- Перед первой зарядкой внимательно прочитать инструкцию к зарядному устройству и строго следовать ей в последствии.
- Сначала зарядное устройство подключать к АКБ, соблюдая полярность, и только потом к электросети. При этом нужно стараться становиться как можно дальше от ЗУ.
- В процессе зарядки температура батареи не должна быть выше +50°С.
- Стандартную зарядку проводить в 3 этапа. Первый — постоянным током 10-20 А до достижения напряжения 14,4 В. Второй — без ограничений по току до тех пор, пока ток зарядки не достигнет значения не выше 2% от номинальной емкости батареи. Последний — в течение 2 часов постоянным током 2% от номинальной емкости. Чтобы реанимировать АКБ после глубокого разряда второй этап продлевать до 48 часов.
- Зарядка на холостом ходу. Весь процесс при проводить при постоянном напряжении 13,8 В. Не применять этот способ при глубоком разряде.
- Быстрая зарядка (только в особых случаях). Установить максимум на 1 час постоянный ток до 50% от номинальной емкости. Напряжение ограничить 15 В. Не применять этот способ при глубоком разряде.
- Сначала отключать зу от сети, потом от аккумулятора.
Если батарея долго не будет нужна, то ее отключают от прибора, который она питает. Хранить АКБ обязательно в заряженном состоянии.
Спонсоры статьи: