...

Как восстановить АКБ шуруповерта

Батарея шуруповерта со временем теряет емкость и перестает справляться со своими функциями. Цена новой доходит до половины стоимости инструмента. Есть несколько способов, как восстановить аккумулятор шуруповерта.

Аккумулятор шуруповерта.

Виды АКБ, используемых в шуруповертах, и их отличия

Аккумуляторная батарея (АКБ) состоит из отдельных элементов питания, соединенных последовательно. В составе каждого электролит и электроды. В зависимости от сырья, применяемого для изготовления, АКБ делятся на никелевые и литиевые, которые, в свою очередь, имеют несколько подвидов.

Никель-металлгидридные

Они появились после кадмиевых. Несмотря на некоторые преимущества перед предшественниками, остаются менее распространенными, т.к. их цена выше.

Никель-металлгидридные аккумуляторы.

Достоинства Ni-MH элементов (по сравнению с Ni-Cd):

  • емкость больше;
  • саморазряд меньше;
  • заряжается большее количество раз;
  • экологическая чистота — не содержат токсинов.

Но если хранить никель-металлгидридные элементы в разряженном состоянии, они теряют часть свойств, которые не восстанавливаются. По диапазону рабочих токов такие АКБ уступают никель-кадмиевым батареям. На морозе падает мощность. Эффект памяти присутствует, но не сильно выраженный.

Никель-кадмиевые

Первые среди бытовых аккумуляторов, они продолжают удерживать лидирующие позиции благодаря техническим характеристикам:

  1. Малый нагрев. Тепло поглощается внутри банок. Элементы не выходят из строя от перегрева.
  2. Емкость сохраняется на холоде при температуре до -40°С.
  3. Долговечность. Срок службы достигает 8-10 лет при правильном уходе.
Никель-кадмиевые аккумуляторы.

Кроме того, АКБ доступны по цене.

Чтобы Ni-Cd аккумуляторы служили долго, рекомендуется работать до их полной разрядки. Емкость восстанавливается быстро. Хранить лучше батареи в разряженном состоянии — так уменьшается эффект памяти. Чтобы он проявлялся реже, избегают частых подпиток, а зарядку проводят до конца.

Имеются недостатки, среди которых невысокая удельная емкость (при большом весе малое количество запасенной энергии). Батареи токсичные из-за содержащегося в них кадмия.

Литий-ионные

Сравнительно новая разработка появилась менее 3 десятилетий назад, но успела потеснить своих более старых конкурентов. Используются в шуруповертах «Бош», «Макита», «Хитачи».

Преимущества Li-Ion батарей:

  1. Более высокая емкость, что позволяет пользоваться ими долгое время без перерывов.
  2. Отсутствует эффект памяти.
  3. Низкий показатель саморазряда.
  4. Выдерживает больше циклов разряд-заряд, чем все остальные.
Литий-ионные аккумуляторы.

Когда литиевые накопители только появились, были случаи их взрывов. Сейчас технологические недоработки устранены, почти все элементы со встроенным контроллером. Он отслеживает уровень заряда и нагрева, что делает батареи безопасными, продлевает срок их службы.

Аккумуляторы Li-Ion крайне чувствительны к скачкам напряжения при подзарядке и резким перепадам температуры. Их нельзя долго оставлять без применения, т.к. теряется емкость. Покупать про запас АКБ не стоит: более 2 лет они не сохраняются, а служат в среднем 3 года.

Литий-полимерные

Li-Pol аккумуляторы подверглись доработке по сравнению со стандартными литиевыми. В качестве электролита используются полимеры.

У батарей много достоинств:

  • высокая энергетическая плотность при небольшом объеме и массе;
  • пониженный саморазряд;
  • при разрядке наблюдается незначительное падение напряжения;
  • сохраняет работоспособность при больших температурных перепадах;
  • отсутствует эффект памяти.
Литий-полимерные аккумуляторы.

Однако они могут загореться от перезарядки и перегрева. Без применения аккумуляторы быстро стареют, работают 2 года. Циклов зарядки выдерживают сравнительно немного — в среднем 700. Преимуществ намного больше, но широкому применению препятствует высокая цена.

Определение поломки

Определить общее состояние источника питания можно несколькими способами, не разбирая его. А чтобы выявить вышедшие из строя элементы, корпус придется вскрыть.

Мультиметром

Батарею для шуруповерта собирают из разного количества элементов. Большинство инструментов работает от 18 вольт, но встречаются и модели с рабочим напряжением 14,4 и 12 вольт. В зависимости от типа используемой батареи количество элементов разное. Литиевых понадобится меньше, т.к. напряжение отдельного элемента составляет 3,6 В, у никелевых этот показатель — 1,2 В. Этими данными необходимо владеть, чтобы проверить АКБ.

Мультиметр.

Диагностируют состояние поставленного на зарядку аккумулятора. Периодически снимают показатели с вольтметра. Напряжение на клеммах должно постоянно расти и в конце заряда достигнуть номинального значения согласно паспортным данным. Если измерять ток, то картина станет ясной всего за 1 час после начала зарядки. За это время сила зарядного тока должна составлять не менее 1 А. Если это так, с аккумулятором все в порядке.

Быстрое тестирование проводят без зарядки и нагрузки. Щупами мультиметра касаются клемм. Прибор должен показать напряжение холостого хода, которое больше рабочего по паспорту. Если это не так, в батарее поврежден один или несколько элементов.

Для проверки разбирают корпус, распаивают соединения между элементами. Проверяют напряжение каждого — большие различия в показателях не допускаются. Элементы с самым низким напряжением неисправны. Визуально это может выражаться в ржавчине, потеках электролита.

Проверка нагрузкой

Нагрузкой служит автомобильная лампочка на 12 В мощностью 35 Вт. Оценивать состояние батареи нужно по яркости свечения. Если через 2-3 минуты лампочка тухнет, это свидетельствует о неисправности: разряд быстрый, емкости недостаточно. Постепенное снижение яркости указывает на дефект 1 или нескольких элементов.

Автомобильные лампочки. 

Чтобы убедиться в этом, подключают под нагрузкой вольтметр. У заряженной исправной батареи напряжение не ниже 12,4 В. Если 12 В и меньше — в цепи есть нерабочие элементы.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта

Способов восстановления своими руками существует много. Каждый из них способен реанимировать батарею, но продолжительность ее работы после применения метода разная. Это зависит от состояния аккумулятора и причин, по которым появились проблемы.

Выпуск газа из батареи

Метод применяют к литий-ионным батареям. Если они перегреваются, испаряется электролит, превращаясь в газы. Они, не находя выхода, скапливаются внутри элемента, давят на него. В результате корпус вздувается, выгибает термопластину.

Проблема решается таким способом:

  • разбирают аккумулятор;
  • визуально или вольтметром находят нерабочую батарейку — вздутая, напряжения нет;
  • отпаивают контакты, вынимают из корпуса.

Газ выпускают одним из двух способов. Под контакт «+» заводят длинный узкий предмет, надавливая на вздутую пластину. Таким образом помогают газу через проделанное отверстие выйти наружу. Работоспособность восстанавливается на непродолжительное время: скоро через отверстие испарятся остатки электролита, батарейка перестанет работать.

Выпуск газа из аккумулятора.

Второй способ более результативный. Кусачками отсоединяют плюсовой контакт, не отрезая полностью, отгибают. Под край изогнутой пластины вставляют шило, надавливая, проталкивают внутрь. Добиваются, чтобы пластина и край элемента разъединились. Послышится шипение — это вышел газ. Пластину возвращают на место, отверстие замазывают, возвращая батарейке герметичность. Припаивают контакт, заряжают аккумулятор.

Восстановление с помощью воды

Проблема испарения дистиллированной воды характерна только для Ni-Cd аккумуляторов. Это происходит от перегрева. Чтобы восстановить функции АКБ, доливают воду.

Сначала батарею заряжают до конца, затем разбирают корпус, вынимают банки, не нарушая соединений между ними. Осматривают: если вода испарялась, то на бумаге остаются следы.

Дополнительно проверяют вольтметром каждую банку. Те, у которых напряжение меньше нормы, помечают. Батарею разряжают, подключив лампочку на 12 В. Когда она станет светиться тускло, измеряют напряжение. Неисправны те банки, которые показывают до 0,7 В. Их доливают водой.

Нерабочие элементы демонтируют. Ближе к верху или низу находят небольшое углубление, в котором сверлят отверстие диаметром 1 мм. Проделывают его только в стенке, не проникая вглубь. Медицинский шприц наполняют дистиллированной водой, вставляют в отверстие иголку. Заполняют батарейку полностью, оставляют на сутки.

Перед зарядкой желательно собрать батарею или сделать связку из 3-4 элементов, а не подпитывать их поодиночке. Так заряд распределяется более равномерно. В зависимости от емкости аккумулятора продолжительность процесса разная. По окончании заряжения батарею оставляют в покое на неделю.

Тестирование вольтметром.

Через 7 дней тестируют вольтметром. Если напряжение упало, находят слабую банку, опять заполняют водой, заряжают. Если емкость не изменилась, отверстия заделывают силиконом. Спаивают между собой батарейки, помещают в корпус. Проверяют работоспособность, разряжают под нагрузкой каждый элемент по отдельности, подсоединив лампочку на 1,5 В. Затем проводят зарядку всей батареи. Рекомендуется цикл заряд-разряд повторить 5 раз.

Такой способ восстановления занимает много времени, но шуруповерт комплектуется 2 батареями. Пока одна ремонтируется, пользуются другой.

Путем замены нескольких элементов

Способ подходит для всех без исключения типов батарей. Вначале определяют проблемные банки. Нормальное напряжение на никелевых составляет 1,2 В, литиевых — 3,6 В. Помечают элементы, которые отличаются более низким напряжением.

Подключают аккумулятор к шуруповерту, включают. Когда станет заметно падение мощности, опять проверяют напряжение. Разница между рабочими батарейками и непригодными составит 0,5-0,7 В. Такие элементы демонтируют, утилизируют и заменяют новыми, которые аналогичны старым.

Подключение аккумулятора к шуруповерту.

Для подсоединения контактов рекомендуется точечная сварка. Если нет такой возможности, пользуются паяльником. Применяют флюс, в крайнем случае, канифоль и свинцово-оловянный припой. Работать следует быстро, не допуская перегрева батареек. Контакты ставят старые.

Реанимированную батарею тренируют: проводят 3 цикла с полным разрядом и зарядом. Таким образом выравнивают энергетический потенциал всех банок.

Как устранить эффект памяти

Проблема характерна только для никелевых аккумуляторов, литиевых она не касается. Явление возникает, когда подпитку разряженной батареи проводят не до конца. Аккумулятор «запоминает» наименьший разряд, емкость используется не полностью.

Решение проблемы начинают с полной зарядки. Затем разряжают АКБ, подключив лампочку. Можно использовать автомобильную 12-вольтовую или лампу накаливания на 60 Вт. К ней припаивают провода, подключают к батарее. Проводят не менее 5 таких циклов заряда-разряда.

Полностью аккумулятор не восстанавливается, но как временная мера способ используется. Несколько месяцев шуруповерт будет работать.

Как правильно доливать дистиллированную воду

Проблемы Ni-Cd аккумуляторов часто связаны с испарением дистиллированной воды из электролита. Происходит такое от перегрева. Чтобы устранить неисправность, раскручивают корпус. Используя мультиметр, находят нерабочую банку. Напряжение на ней меньше рабочего.

Со стороны минусового контакта проделывают отверстие тонким сверлом, не проникая глубоко внутрь. Набирают в шприц воду, понемногу закачивают, давая воздуху возможность выйти. В банку заливают не более 1 см³ воды. Отверстие заделывают силиконом, герметиком и т.п. После 5-кратного разряда-заряда аккумулятор готов к работе.

Спонсоры статьи:
Оцените статью
Добавить комментарий