Аккумуляторные клеммы служат для связи электродов аккумуляторной батареи с бортовой сетью автомобиля. Для надежной работы контакт делают прочным. Добиваются этого с помощью болтов и гаек, а также другими способами. Повреждения контакта приводят к перегреву свинцовых или алюминиевых клемм, в дальнейшем – к расплавлению металлических деталей. При неисправности их следует заменить. Рассмотрим вопросы: как происходит замена клемм аккумулятора, в какой последовательности выполнять действия, какие нужно приготовить инструменты.
Причины разрушения или ослабления клемм
При активной эксплуатации аккумулятора в течение нескольких лет (2-4 года) некоторым водителям приходится менять его клеммы. Заводы-производители выполняют изделия из мягких металлов и сплавов. Наиболее распространенные материалы:
- медь;
- свинец;
- алюминий;
- латунь.
Готовые детали обхватывают электрические штыри на аккумуляторных батареях и крепятся к ним болтовыми соединениями. Изделия приходится часто снимать, поэтому площадь контакта и его прочность постепенно снижаются. Результатами становятся трещины, поломки деталей и забивание резьбы. Для затягивания ослабленного контакта нельзя прикладывать чрезмерные усилия. Плохая затяжка при движении автомобиля ослабевает еще больше. Это вызывает нагрев проводов, появление искр и загорание в моторном отсеке.
При образовании трещин рядом со штырьками на контактах появляются белые или зеленые следы осадка, разрушающие металл. Поэтому налет рекомендуется удалять с помощью щетки, места его скопления – протирать содовым раствором. Неисправные соединения приводят к следующим неполадкам:
- окисление контактов;
- быстрая разрядка АКБ;
- некачественная работа стартера;
- слабая зарядка батареи от генератора при движении транспортного средства;
- увеличение нагрузки в проводке;
- снижение качества работы, выход из строя отдельных приборов и всей системы электропитания автомобиля.
Повышенная нагрузка на провода вызывает их отгорание, что иногда приводит к пожару. Чтобы поменять ослабевшие контакты, необходимо приобрести специальный ремонтный набор в соответствии с диаметром штырей аккумулятора. Лучше выбрать свинцовые детали. Следующие по спросу материалы – латунь и медь. Для автомобилей с мощными акустическими системами выбирают клеммы с местами для крепления дополнительных проводов.
Иногда продаются комплекты с контактами, в которые токонесущий жгут уже запрессован. Этот вариант лучше, но устанавливать его немного труднее.
Какая клемма снимается первой при замене аккумулятора
Ремонт выполняется в следующем порядке:
- Выключается зажигание.
- Снимаются аккумуляторные клеммы.
- Провода освобождаются от клемм.
- Проводники устанавливаются и закрепляются в новых контактных пластинах.
- Аккумулятор чистится от налета, протирается от пыли и ставится назад на штатное место.
- Контактные детали устанавливаются на свои места.
Для снятия аккумулятора его нужно освободить от проводов. Первой снимается клемма минусовая, затем плюсовая. При таком порядке исключается короткое замыкание в бортовой электросети. Аккумуляторная батарея удаляется со штатного места для освобождения дополнительного пространства. После этого отсоединяются от клемм провода. Прикипевшие жгуты иногда приходится перерезать. Наращивание жгутов производится отрезками аналогичного сечения.
При установке клемм из ремонтного набора проверяется контакт от изоляции и его целостность. В держатели они вставляются без изоляции до выхода из гнезда. Болты затягиваются, остаток провода после этого изолируется. Электроды АКБ чистятся, смазываются для защиты от коррозии литолом или солидолом. Батарея устанавливается на штатную полочку, на нее крепятся клеммы и заворачиваются гаечным ключом. После выполнения работ наступает момент пробного запуска двигателя.
Замена плюсовой клеммы АКБ
Иногда приходится менять не оба контакта, а только плюсовой контакт. Для его замены из набора выбирается нужный элемент. Контакт освобождается от изоляции, с анода снимается хомут. Высоковольтные жгуты бортовой сети вставляются в подготовленные для них места. Туда же присоединяются и провода, идущие к музыкальному центру. Остается надеть собранный контакт на плюсовой штырь аккумуляторной батареи и закрепить его.
После установки плюсового и минусового контактов пробуют запустить двигатель машины. Если мотор заработал – все хорошо. Причина отказа двигателя может скрываться в техническом состоянии аккумулятора или в проводах.
Спонсоры статьи: